Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение "Борис Пастернак: лирика жизни"

Сочинение "Борис Пастернак: лирика жизни"

Сочинение "Борис Пастернак: лирика жизни"Февраль! Достать чернил и плакать...
Б. Пастернак
 
[sms]Ученик Скрябина, сам великолепный музыкант, Пастернак в своих лирических стихах одновременно и музыкален, и прост. Если добавить к этому главную примету Скрябина — цвет­ность, то, кроме цветности, которая всегда присутствует, вто­рой характеристикой поэзии Пастернака является лексичес­кая простота. Он сложен и прост, изыскан и доступен, эмоци­онален и сдержан. Эти антонимы в оценке творчества часто составляют ткань его стихов:
 
 Нескромный — самый странный, самый тихий,
Скала и шторм, и — скрытый ото всех
 Играющий с эпохи Псамметиха
Углами скул пустыни детский смех...
 
Многоточие, падающее в пустоту молчания этого пассажа из "Темы с вариациями», напоминает вздох. Или оборванную ПаУзой, но продолжающую звучать музыку.
 
 Известно, что Пильняк ввел повесть «Красное дерево» почти целиком в структуру романа «Волга впадает в Каспийское море», написанного несколькими месяцами позднее. Будучи включенной в роман с небольшими, но существенными ис­правлениями, повесть потеряла свою смысловую остроту. Писатель лишил ее прежнего социального смысла, не устояв перед жуткой травлей, которой он подвергся в связи с опуб­ликованием произведения за границей, хотя вышло оно в из­вестном берлинском издательстве «Петрополис», печатавшем многих советских писателей. Публикация за границей была лишь поводом для критики повести; негодование функционе­ров вызвало, несомненно, ее глубокое социальное содержа­ние. «Красное дерево» написано с редким для художника критическим пафосом, с элементами гротеска и пародии. В его повествовательной структуре заметно влияние стилевой манеры Платонова. Да и по художественному результату «Крас­ное дерево» близко к написанному в тот же период платонов­скому «Чевенгуру». Такая близость вполне объяснима — пи­сатели вместе работали в эти годы над очерками «Че-Че-О», и резко выраженная индивидуальность творческой манеры Платонова оказала, по-видимому, некоторое влияние на стиль Пильняка, тем более что платоновская манера была на ред­кость созвучна социальной проблематике, которая в то время волновала обоих писателей. Критический пафос обнажен в повести не менее чем в «Чевенгуре», так же прозрачны ав­торские намеки, иногда почти сатирические диалоги персона­жей не менее остры, чем платоновские. Следует, по-видимо­му, признать, что общение писателей было полезным и пло­дотворным для обоих. «Красное дерево», несмотря на сравнительно небольшой объем, вмещает многие мотивы из прежних произведений Пильняка. Представлена в повести и авторская типология ге­роев, тщательно разработанная писателем в предыдущем твор­честве. Однако впервые с такой остротой раскрывается тема Разрушения России, отказавшейся от своих традиций, поправ­шей законы природы. В повести точно указано время дей-

Рояль дрожащий пену с губ оближет,
 Ты скажешь:
— Милый!
— Нет, — скажу я, — нет.
 При музыке...
 Но можно ли быть ближе?!
 
И все же изыски фраз, кружева слов, но, как у любого гения, простота венчает и конец, и начало искусства.
 
 Мело, мело по всей земле,
 Во все пределы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
 
Свеча — пронзительный светильник Любви. Огонек на­дежды.
 
И было пусто на земле
Седой и белой,
 Свеча горела на столе,
Свеча горела.
 
Какой разительный контраст с ранними фантазиями поэта! Но тема одна и та же, какими словами ее ни высказывай.
 
Сними ладонь с моей груди,
Мы — провода под током,
 Друг к другу вновь, того гляди,
 Нас бросит ненароком.
 
 И там, где горит свеча, тот же накал страстей:
 
 На свечку дуло из угла,
 И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
 Крестообразно.
И будто вывод из страстей:
 Быть женщиной — великий шаг,
Сводить с ума — геройство.
 
Стихи Пастернака не только музыкальны. Они невероятно раскованны. Свободная вязь слов стилистически безупречна:
 
 Приедается все,
Лишь тебе не дано примелькаться.
Дни проходят,
 И годы проходят,
И тысячи, тысячи лет...
 
Так можно говорить не только о море, но и о самой жиз­ни. Во всей ее изменчивой великолепности. [/sms]
17 апр 2008, 10:49
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.