Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение "«Разумное и нравственное всегда совпадают». Я.Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — М.А. Булгаков. «Собачье сердце"

Сочинение "«Разумное и нравственное всегда совпадают». Я.Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — М.А. Булгаков. «Собачье сердце"

Сочинение "«Разумное и нравственное всегда совпадают». Я.Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — М.А. Булгаков. «Собачье сердце"Согласно булгаковской концепции личности, категория та­ланта включает в себя нравственный аспект. Художник не мо-жет замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к са­моотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание лич­ности. «Разумное и нравственное всегда совпадают», — счи­тал Л.Н. Толстой. В своих «дьявольских» произведениях Ми­хаил Булгаков пытался показать парадоксы «несовпадения» подобных критериев, абсурдность их противопоставления.
 
[sms]Появление таких произведений в середине 20-х годов XX века, когда большинство русских писателей пытались пе­рестроить собственное сознание, свидетельствовало о внут­ренней независимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга пе­ред своим народом. Народ, в силу исторических обстоя­тельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении. Булгаков огромное значение придавал таланту, он прекрас­но понимал, как много может сделать талантливая личность на ниве просвещения, противодействуя развитию социаль­ного рационализма. Именно поэтому талантливый человек должен быть активным не только в самовыражении, он дол­жен нести ответственность «за дела свои перед миром». Профессор Персиков («Роковые яйца») погибает в финале повести, будучи растерзан яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя не лишена закономерности в контексте авторской концепции личности.
 
В повести «Собачье сердце» (1925) иной тип героя, бо­лее близкий авторскому идеалу, и иной, благополучный фи­нал. Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Пре­ображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения. В его Уста автор вложил немало собственных рассуждений о при­роде, человеческом феномене, общественном развитии. Та­лантливый ученый Преображенский не замкнут на себе, как Персиков, он живо реагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный участник трагедий. Талант дает ему возможность быть независимым но независимость влечет за собой смелость. Профессор не бои Э" называть вещи своими именами. Его аргументация остп0 < на и безукоризненна, приводимые факты, как правило Им ют обобщающий смысл. Достаточно вспомнить его тир'ал 6" калошах и коврах или рассуждения о разрухе. Эти комиче ки-деформированные сентенции заключают в себе глубоки" смысл.
 
М. Булгаков, как известно, был сторонником эволюцион.: ного развития человеческого общества, видя аналогом это­го процесса общий закон природы. В отличие от Платонова Замятина, Пильняка писатель не испытывал восторга перед Октябрьской революцией. Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией. Он уви­дел издержки революционного движения значительно рань­ше собратьев по перу. Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком историей. Отвергая принципы так называемого революцион­ного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отно­шению к официальной идеологии. Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравствен­ной личности, существующей вне социальных законов конк­ретной эпохи.
 
 Булгаков осуждает все тот же мессианизм, увлеченность абстрактной идеей, которая мешает практической жизни. В повести эта мысль находит остроумную форму вы раже-ния: вместо того чтобы заниматься полезным делом, рево­люционеры... поют. Герой справедливо критикует бездея­тельность: «...если я, вместо того чтобы оперировать каж­дый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня на­станет разруха... Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самоё будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозете, а в головах». Видя несовершенство человека, профессор Преображенский меч­тает улучшить его породу. Однако Булгаков, верный своей мысли о недопустимости насилия над природой, строит ска­жет повести таким образом, чтобы профессор осознал уто­пичность своей идеи. Эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества. Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы «Вот, доктор, — обращается он к своему прави ПОЛуЧаетСя, когда исследователь вместо того, К°ЯйеГидти параллельно и ощупью с природой, форсирует  и приподымает завесу...» Сюжет повести поучителен,экспериментатор успел вовремя одуматься, активно вмешался в события.
 
Ситуация,описанная в «Собачьем сердце», имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента.Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития неативных свойств характера нового человека. Здесь писа­тель в известной мере пародирует популярную в двадцатые годы концепцию «нового героя». Рожденный в результате эксперимента человек новой породы быстро приспосаблива­ется к среде, вливается в коллектив и, вместо того чтобы работать, устраивается «служить», начав с истребления «вра­гов». Булгаков пытается исследовать источник бюрократи­ческой «заразы», акцентируя внимание на фигуре коммуни­ста Швондера, обладающего известными «официальными полномочиями». Под его идейным руководством неразвитое сознание Шарикова обнаруживает склонность к мгновенно­му усвоению формальных законов. Мысль автора достаточ­но прозрачна — союз шариковых и швондеров грозит раз­ложением обществу, ибо народ в результате их совместной деятельности может обратиться в общество функционеров, отлученных от демократической традиции. С образом Швон­дера связаны и авторские пророчества, предрекающие рас­плату за идеологические ошибки, опять-таки вложенные в уста главного героя повести: «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки». Предостережения Булгакова были рождены озабо­ченностью писателя все возрастающей абсолютизацией внеш­него действа, формализмом, которые грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последователь-проводил мысль о том, что именно сильное личностное творческое начало может оказать сопротивление зако-нам тоталитарного государства.
 
Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект. Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содейство­вать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности. В этом Михаил Булгаков, как и Андрей Платонов, Евгений Замятин, Борис Пильняк, является преемником вели­кой гуманистической традиции, которой всегда была сильна русская литература. [/sms]
 
02 июн 2008, 16:02
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.