Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение "«Разумное и нравственное всегда совпадают». Я.Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — М.А. Булгаков. «Собачье сердце"
[sms]Появление таких произведений в середине 20-х годов XX века, когда большинство русских писателей пытались перестроить собственное сознание, свидетельствовало о внутренней независимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга перед своим народом. Народ, в силу исторических обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении. Булгаков огромное значение придавал таланту, он прекрасно понимал, как много может сделать талантливая личность на ниве просвещения, противодействуя развитию социального рационализма. Именно поэтому талантливый человек должен быть активным не только в самовыражении, он должен нести ответственность «за дела свои перед миром». Профессор Персиков («Роковые яйца») погибает в финале повести, будучи растерзан яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя не лишена закономерности в контексте авторской концепции личности.
В повести «Собачье сердце» (1925) иной тип героя, более близкий авторскому идеалу, и иной, благополучный финал. Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения. В его Уста автор вложил немало собственных рассуждений о природе, человеческом феномене, общественном развитии. Талантливый ученый Преображенский не замкнут на себе, как Персиков, он живо реагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный участник трагедий. Талант дает ему возможность быть независимым но независимость влечет за собой смелость. Профессор не бои Э" называть вещи своими именами. Его аргументация остп0 < на и безукоризненна, приводимые факты, как правило Им ют обобщающий смысл. Достаточно вспомнить его тир'ал 6" калошах и коврах или рассуждения о разрухе. Эти комиче ки-деформированные сентенции заключают в себе глубоки" смысл.
М. Булгаков, как известно, был сторонником эволюцион.: ного развития человеческого общества, видя аналогом этого процесса общий закон природы. В отличие от Платонова Замятина, Пильняка писатель не испытывал восторга перед Октябрьской революцией. Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией. Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу. Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком историей. Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии. Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи.
Булгаков осуждает все тот же мессианизм, увлеченность абстрактной идеей, которая мешает практической жизни. В повести эта мысль находит остроумную форму вы раже-ния: вместо того чтобы заниматься полезным делом, революционеры... поют. Герой справедливо критикует бездеятельность: «...если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха... Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самоё будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозете, а в головах». Видя несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу. Однако Булгаков, верный своей мысли о недопустимости насилия над природой, строит скажет повести таким образом, чтобы профессор осознал утопичность своей идеи. Эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества. Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы «Вот, доктор, — обращается он к своему прави ПОЛуЧаетСя, когда исследователь вместо того, К°ЯйеГидти параллельно и ощупью с природой, форсирует и приподымает завесу...» Сюжет повести поучителен,экспериментатор успел вовремя одуматься, активно вмешался в события.
Ситуация,описанная в «Собачьем сердце», имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента.Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития неативных свойств характера нового человека. Здесь писатель в известной мере пародирует популярную в двадцатые годы концепцию «нового героя». Рожденный в результате эксперимента человек новой породы быстро приспосабливается к среде, вливается в коллектив и, вместо того чтобы работать, устраивается «служить», начав с истребления «врагов». Булгаков пытается исследовать источник бюрократической «заразы», акцентируя внимание на фигуре коммуниста Швондера, обладающего известными «официальными полномочиями». Под его идейным руководством неразвитое сознание Шарикова обнаруживает склонность к мгновенному усвоению формальных законов. Мысль автора достаточно прозрачна — союз шариковых и швондеров грозит разложением обществу, ибо народ в результате их совместной деятельности может обратиться в общество функционеров, отлученных от демократической традиции. С образом Швондера связаны и авторские пророчества, предрекающие расплату за идеологические ошибки, опять-таки вложенные в уста главного героя повести: «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки». Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя все возрастающей абсолютизацией внешнего действа, формализмом, которые грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последователь-проводил мысль о том, что именно сильное личностное творческое начало может оказать сопротивление зако-нам тоталитарного государства.
Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект. Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности. В этом Михаил Булгаков, как и Андрей Платонов, Евгений Замятин, Борис Пильняк, является преемником великой гуманистической традиции, которой всегда была сильна русская литература. [/sms]
02 июн 2008, 16:02
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.