Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение "Художественное своеобразие одного из произведений А.П. Платонова («Ювенильное море»)"

Сочинение "Художественное своеобразие одного из произведений А.П. Платонова («Ювенильное море»)"

Сочинение "Художественное своеобразие одного из произведений А.П. Платонова («Ювенильное море»)"Мотив смерти, один из важнейших в творчестве А. Плато­нова, стал символом мертвой жизни, берущей истоки в при­митивном усвоении необразованным народом философии социального рационализма. Это ускоряло процесс мифоло­гизации сознания, последний этап которого Платонов отра­зил в повести «Ювенильное море», написанной в середине 30-х годов. В ней подвергнуты критике умозрительные про­жекты гигантского строительства, не учитывающие интересы отдельного человека. Разрыв между «общим» и «частным» ведет к потере «родства» между людьми, к росту форма­лизма. Человек теряет свою ценность, превращается в меха­низм. Наиболее характерен эпизод, в котором герой, глядя вслед любимой женщине, размышляет о том, какую практи­ческую пользу может принести ее тело, «сколько гвоздей, свечек, меди и минералов» можно получить из него. Гротес­кно описание бывшей совхозной кухарки, «печальной бес­хозной женщины», у которой даже ушные сережки отобра­ли, чтобы расплавить и получить материал для стройки, за­теянной активистами на месте уничтоженного совхоза. В «Ювенильном море» писатель часто использует один из ха­рактерных своих приемов — художественную конкретиза­цию абстрактной идеи. Зачастую, как и в других произведе­ниях, это те самые идеи, которыми он «переболел» в моло­дости.
 
[sms]В «Ювенильном море» одной из центральных является проблема «человек и технический прогресс». Платонов кри­тически относился к позиции своих героев, сходной с той, которую он имел сам в юные годы, в период увлечения фило­софией пролеткульта. .В ранних статьях молодой писатель-публицист отстаивал взгляд на человека, как на «социально-организованный автомат», считая, что член будущего комму­нистического общества должен быть гайкой и болтом в «об­щей машине — человечестве», не выделяясь из коллектива. Однако уже вскоре писатель отдал предпочтение личности, посвятив свое дальнейшее творчество исследованию ее «со­кровенности». Таким образом, и структура повести «Ювениль­ное море» не лишена следов мировоззренческой эволюции художника. В этой повести идея ценности личности утвержда­ется путем от противного — критикой бездуховности, явив­шейся следствием рационализации сознания «нормализован­ного человека». В системе персонажей отсутствует тип сокро­венного платоновского героя. Почти все действующие лица гротескны, ирреальны, порой сатиричны. В то же время сле­дует признать, что такой взгляд во многом определен той значительной дистанцией, которая разделяет эпоху 30-х го­дов и современность. Многие читатели повести, особенно стар­шего поколения, узнают и атмосферу того времени, и его приметы, воспринимая повесть в сугубо реалистическом пла­не, не замечая высокой степени художественной условности. Подобное осмысление «Ювенильного моря» закономерно вле­чет за собой предположение о том, что писатель «заразился» мироощущением большинства современников, сам поверил в миф, развенчанный им в произведениях, написанных неза­долго до создания повести.
 
 Полярные взгляды на «Ювенильное море» свидетельству­ют о сложности его повествовательной структуры, в которой авторская позиция оказывается далеко не проясненной.
 
Творчество Андрея Платонова, писателя, на долгие годы" было вычеркнуто из истории русской литературы и по сей день очень тяжело для восприятия. Непривычна его концеп­ция мира, сложен его язык. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной бег­лости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за высказан­ной мыслью. Какая-то сила задерживает восприятие читаю­щего на каждом слове, каждом сочетании букв. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Ф.М. Достоевского, есть единственное дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь. В основе произ­ведения А. Платонова лежат те гуманистические идеалы, ко­торые всегда проповедовала русская литература. Неисправи­мый идеалист и романтик, Платонов верил в «жизненное твор­чество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории «зарю прогрес­са человечества». Писатель-реалист Платонов видел причины, заставляющие людей «экономить свою природу», «выключать сознание», переходить «изнутри вовне», не оставляя в душе ни единого «личного чувства», «терять ощущение самого себя». Он понимал, почему «жизнь на время оставляет» того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борь­бе, почему «неугасимая жизнь то и дело гаснет в людях, по­рождая вокруг мрак и войну. «Писать надо не талантом, а человечностью — прямым чувством жизни» — вот кредо пи­сателя. [/sms]
03 июн 2008, 08:31
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.