Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение "«Василий Теркин» и время"

Сочинение "«Василий Теркин» и время"

Сочинение "«Василий Теркин» и время"Бой идет святой и правый,
 Смертный бой не ради славы—
 Ради жизни на земле.
А. Твардовский
 
[sms]С тех пор как смолкли пушки и в «Книгу про бойца» были вписаны ее заключительные строфы, исполненные мудрости и светлой печали, прошло уже много лет. Иной читатель, иная жизнь вокруг, иное время... В каком же отношении к этому новому времени находится «Василий Теркин»? «Книга про бойца» и образ Теркина могли родиться лишь на войне. Дело не только в теме и не только в полноте и точности, с какой запечатлены здесь обстоятельства солдатского быта, пере­живания фронтовика — от любви к родному краю до привычки спать в шапке. Книгой своего, военного времени поэму Александра Твардовского делает прежде всего органическая и многосторонняя связь ее содержания и художественной формы с тем неповторимым состоянием народной жизни и общественного сознания, которое было характерно для пе­риода Великой Отечественной войны.
 
Гитлеровское нашествие означало смертельную угрозу са­мому существованию нашего общества, самому существова­нию русской, украинской и других наций. Перед лицом этой угрозы, под страшной тяжестью обрушившегося на страну ве­ликого бедствия все заботы мирного времени отступали на второй план. И самой характерной особенностью этого пери­ода было единство. Единство всех слоев общества, единство народа и государства, единство всех наций и народностей, населяющих нашу страну. Любовь к Родине, тревога и ответ­ственность за нее; ощущение родства со всем советским на­родом; ненависть к врагу; тоска по родным и близким, скорбь о погибших; воспоминания и мечты о мире; горечь поражений в первые месяцы войны; гордость растущей силой и успехами наших наступающих войск; наконец, счастье великой победы — эти чувства владели тогда всеми. И хотя эта, так сказать, «общенародное^» чувств отнюдь не исключала в людях по­буждений и переживаний сугубо индивидуальных, на первом плане у всех было то, о чем автор «Теркина» сказал такие простые и такие единственные, всем запомнившиеся слова:
 
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы—
Ради жизни на земле.
 
Поэтическим выражением этих общенародных чувств, это­го небывалого единства народного духа как раз и явилась поэма Твардовского. По точному замечанию одного из чита­телей, она целиком состояла «из тех самых мыслей, которы­ми живет и думает каждый из нас в дни войны». И когда, например, Василий Теркин говорил своим товарищам-бойцам о том, что
 
...Россию, мать-старуху,
 Нам терять нельзя никак.
 Наши деды, наши дети,
 Наши внуки не велят, —
 
эти слова могли повторить вместе с ним и уральский стале­вар, и сибирская колхозница, и белорусский партизан, и уче­ный в блокадном Ленинграде.
 
Духу времени, его насущным потребностям отвечал и ха­рактер героя книги. Давно отмечена исключительная емкость этого характера, соединившего в себе свойства, которые во все времена и у всех народов были присущи людям труд3 (верность приметливого глаза, сноровка опытных рук, не бящих безделья, житейский практицизм), с теми чертами, отличают именно русского человека, — добродушие, терпе­ние, скромность, способность «принимать все как есть» и с юмором переносить любые невзгоды, спокойное мужество. Вместе с тем очевидно, что в Теркине, равно как и в любом другом из национальных типов, созданных нашей литерату­рой, воплотились не все признаки русского характера. Не го­воря уже о том, что герой поэмы свободен от каких бы то ни было ощутимых недостатков, в его натуре нет, например, и такого, казалось бы, традиционно русского и, несомненно, положительного качества, как «правдоискательство». Он не сомневается, не ищет «смысла жизни». Напротив, ему
 
Ясно все до точки:
 Надо, братцы, немца бить,
Не давать отсрочки.
 
Эта черта весьма характерна для времени, когда все фи­зические и духовные силы народа были сосредоточены на одной жизненно важной и действительно вполне ясной зада­че — разгромить врага, изгнать его с нашей земли. Вообще если присмотреться к образу Теркина, то можно заметить, что в нем соединены лишь те национальные и общечелове­ческие черты, которые нужны были народу-солдату для вой­ны и победы. Так же обстоит дело и с присущими Теркину качествами советского человека. Он несет в себе именно те — и только те — лучшие свойства своего поколения совет­ских людей (коллективизм, вера в победу нашего правого дела, высокое сознание своей личной ответственности «за Россию, за народ и за все на свете»), которые в годину испытаний помогли этому поколению выстоять и победить.
 
В литературе военных лет Теркин занимает особое место: это не просто один из литературных персонажей своей эпохи, а, если можно так выразиться, ее главный герой, наиболее глубокий, полный и художественно совершенный образ наро­да, воюющего «ради жизни на земле».
 
 Обусловленная особенностями военных лет «всеобщность» характера героя и тех чувств, какие несет он в своей душе, определила, в свою очередь, своеобразную «форму» образа, особый способ его обрисовки. Не отрываясь от земли, оста­ваясь понятным и близким читателю в каждом своем душев­ом движении, Теркин одновременно как бы приподнят над ем тем, что имеет значение лишь для отдельного челове-То^Кого существования. Это проявляется, между прочим, в  что его фронтовая биография составлена лишь из таких положений, в которых за четыре военных года не раз побы­вал почти каждый фронтовик; это не личная, а, так сказать, общесолдатская судьба, — не развернутая в виде какого-либо связного «индивидуального» сюжета, но как бы нало­женная вереницей отдельных картин и эпизодов на общий гигантский «сюжет» войны.
 
 По всему своему складу и строю «Книга про бойца» есть детище военного времени, эпохи неповторимо своеобразной и уже достаточно далекой от сегодняшнего дня, отделенной от него не только временем, но и крутыми поворотами исто­рии. Однако, как и много лет назад, поэма «Василий Теркин» остается сегодня одной из книг, самых любимых и знаемых в народе. [/sms]
03 июн 2008, 10:55
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.