Правильный распорядок дня, который учитывает все физиологические особенности организма малыша, учитывает все потребности быстро растущего организма, очень важен, так как без него нормальное развитие ребенка невозможно.
Правильный распорядок дня ребенка удобен и маме; в сущности распорядок дня ребенка является основой для составления распорядка дня мамы и, весьма вероятно, всех остальных домашних. Составить правильный распорядок дня для малыша несложно, - тем более, если маме помогут в этом деле участковый детский врач и патронажная сестра (смеем надеяться, окажется полезной и наша книга). Гораздо труднее придерживаться однажды составленного распорядка дня; но трудно это бывает только в первое время, потом развивается привычка, и день за днем летят, как вагончики по накатанным рельсам.
Со временем мама, с неукоснительностью соблюдающая однажды заведенный распорядок дня, замечает, что как бы сам собой организуется быт, и все то, что прежде делалось от случая к случаю, что представлялось более хаосом, чем системой, вдруг приходит в состояние некоего порядка и находит в плавном и размеренном течении дня свое место, свою маленькую ячейку. Приведение быта в систему очень облегчает жизнь маме (да и всем другим членам семьи); «одна работа другую погоняет», и когда этот механизм работает, остается маловероятным, что мама выпустит из внимания нечто важное и забудет про него; в противном случае «механизм» просто «остановится». Наиболее же благотворно следование заведенному правильному распорядку дня отражается на состоянии ребенка. Об этом мы и поговорим ниже.
Как известно, деятельность всех органов и систем в организме человека строится на рефлексах. Что из себя представляет простейший рефлекс?.. Со всей наглядностью его демонстрирует учитель ученикам старших классов школы: у лягушки перерезается спинной мозг на границе шейных и грудных позвонков (лягушку с перерезанным таким образом спинным мозгом называют спинальной лягушкой), лягушка подвешивается на штативе, и лапки у нее свисают вниз; если пальцы задней лапки раздражать раствором серной кислоты, то лапка отдергивается от воздействующего на нее раствора. Это так называемый безусловный рефлекс. Такой рефлекс не раз выручал каждого из нас, когда мы по неосторожности брались за что-либо горячее или укалывались о что-то острое. Мы еще ничего не успевали сообразить, а рука уже отдергивалась; благодаря этому мы избегали серьезной травмы. Значительно более сложный механизм у рефлекса, называемого условным. В опытах с собаками, например, условный рефлекс вырабатывается следующим образом: подается звуковой сигнал (звонок) и перед собакой ставят чашку с пищей, у собаки сразу начинает активно выделяться слюна; на другой день опять подают звуковой сигнал и ставят перед собакой чашку с пищей, опять слюна начинает выделяться активно; так поступают и на третий, и на четвертый дни; на пятый же день подают звуковой сигнал, а чашку с пищей не ставят, но слюна у собаки начинает выделяться активно.
Организм человека много сложнее, нежели организм собаки и тем более - организм лягушки. Но основные принципы его функционирования те же. Деятельность многочисленных органов и систем обеспечивается сложным сочетанием безусловных и условных рефлексов. Те или иные раздражения, воздействия, с регулярностью повторяемые во времени, фиксируются и в сознании, и в подсознании. «Биологические часы», имеющиеся в каждом из нас, «отмечают» время воздействия раздражающих внешних факторов, и когда в течение последующих суток отмеченное время приближается, часы подсказывают, что пора соответствующим образом реагировать. Так организм довольно скоро подстраивается к определенным внешним ритмам, привязывается к ним и уже сам функционирует ритмично -он знает, когда и какого воздействия извне ждать (поступления порции пищи, прогулки на свежем воздухе, купания и т.д.), и заранее готовится к ним.
Подготовка к воздействиям извне очень важна, поскольку позволяет органам и системам выполнять возложенные на них функции с меньшими энергетическими затратами, с меньшим износом тканей, причем выполнять функции более качественно. Организм, деятельность которого привязана к определенной системе, работает четко, без сбоев, долго сохраняется здоровым и крепким. Классический пример, говорящий о пользе распорядка дня, - деятельность пищеварительной системы человека, принимающего пищу по часам. Когда пища поступает в желудок всегда в одно и то же время, желудок это время «запоминает» и в дальнейшем уже подготавливается к ее приему - загодя выделяет некоторое количество желудочного сока (это так называемый запальный сок); аналогичная подготовка имеет место и в других органах пищеварительной системы - в печени, желчном пузыре, поджелудочной железе, в кишечнике... (фазу после приема пища начинает перевариваться; и процесс переваривания проходит быстро и качественно, шггательные вещества полнее усваиваются...
Вот такие возможности функционировать экономичнее и эффективнее, на более долгое время сохранить здоровье предоставляет ребенку и всем взрослым членам семьи следование правильному распорядку дня. Наблюдения ученых медиков и практикующих врачей подтверждают: если мама и ребенок придерживаются правильного распорядка дня, то мама меньше устает (и это притом, что она больше успевает), а ее малыш лучше развивается физически и психически, меньше других детей болеет. Следует отметить и воспитательное значение распорядка дня Иная мама может удивиться: малышу еще трех месяцев нет - когс там воспитывать?.. Однако педагогическая наука утверждает, что основы характера человека закладываются с первых дней его жизни. И если малыш еще чего-то не понимает, то он уже многое воспринимает - хотя бы на уровне подсознания. Правильно повторяющиеся внешние воздействия, обязывающие организм функционировать ритмично, воспитывают в ребенке такие важные качества, как дисциплинированность, организованность, обязательность, стремление к порядку и т.д. Пусть в характере малыша первых трех месяцев жизни названные качества присутствуют лишь в виде зачатков, но пройдет время, и зачатки непременно разовьются в благородные ростки.
Какие основные моменты должен учитывать распорядок дня новорожденного малыша? Назовем их: в первую очередь, это количество кормлений и время кормлений, также - чередование сна и бодрствования и продолжительность сна и бодрствования; это и умывание, и обмывание, и купание, и закаливающие процедуры, и время для всех перечисленных процедур; в распорядке дня должно быть «заложено» время и для прогулок малыша, и для общения его с домашними (с мамой, в основном).
Составляя распорядок дня для малыша первых трех месяцев жизни, за основу следует брать распорядок кормлений. Ребенка этого возраста кормят семь раз в сутки - шесть кормлений в течение утра, дня и вечера, и одно кормление в ночное время. Быть может, мама сама составит распорядок дня для малыша - распорядок индивидуальный, с учетом каких-либо семейных традиций, своих личных особенностей и т.п. Однако она вполне может следовать и тому распорядку, который здесь рекомендуем мы...
Распорядок дня для ребенка первых трех месяцев жизни:
6.00 - первое кормление малыша; перед кормлением мама должна перепеленать ребенка, чтобы потом, когда желудочек у него будет полон, не беспокоить его и не потерять съеденное молоко;
8.45 - это время, подходящее для утреннего туалета малыша (см. гл. С утра - умывание и обмывание), во время утреннего туалета ребенок принимает воздушную ванну, которая является для него первой закаливающей процедурой; малыш бодрствует, общается с мамой:
9.00 - второе кормление ребенка; мама не должна забывать про такую особенность малышей, как срыгивание; ребенка сразу после кормления нужно подержать несколько минут в вертикальном положении (головку при этом придерживать), чтобы воздух, попавший в желудок во время кормления, отрыгнулся: далее можно укладывать малыша спать; спит он до следующего кормления;
12.00 - третье кормление малыша;
12.45 - это время для первой прогулки; на дворе, конечно же, хорошая погода, ребенок бодр и здоров; мама может гулять с малышом до очередного кормления; прогулка весьма полезна и ей;
15.00 - четвертое кормление ребенка;
15.45 - это время для второй прогулки; малыш, убаюканный движением коляски, вдохнувший свежего воздуха, крепко спит- если же мама отменяет эту прогулку в связи с плохой погодой, например, или из-за иных обстоятельств, она должна организовать ребенку условия для сна. схожие с условиями прогулки - мы говорим о сне при открытой форточке или о сне на балконе (лоджии);
18.00 - пятое кормление малыша; после того, как кормление завершено, с ребенком можно несколько минут пообщаться, но общение должно быть очень спокойным, иначе ребенку будет трудно заснуть; сон;
20,30 - пришло время для купания; выполняются все гигиенические процедуры, в каких назрела необходимость; одновременно мама общается с ребенком: голос у мамы негромкий и ласковый, в доме царит покой; может быть тихонько включена музыка;
21.30 - шестое кормление ребенка; после кормлешгя готовимся ко сну; ребенок должен быть приучен с первых дней жизни спать в темноте; не нужно баловать малыша светом ночника или светом, падающим из соседнего помещения, иначе малыш будет побаиваться темноты;
время ночного кормления мы не указываем, потому что ребенок сам обозначит его, когда, проголодавшись, разбудит маму криком; пройдут неделя-другая, и мама уже будет знать приблизительное время ночного кормления малыша; бывает, что ребенок проснется задолго до этого времени - в таком случае не рекомендуется сразу же давать малышу грудь; не исключено, что ребенок проснулся но какой то иной причине, а не от голода (быть может, намочил пеленки или устал лежать на одном боку).
Распорядок дня постепенно - по мере взросления малыша - будет меняться. Количество кормлений станет меньше, также уменьшится продолжительность сна, станут более продолжительными прогулки, время бодрствования увеличится: у малыша будет больше возможности общаться с мамой и другими домашними: таким образом, помнятся условия для более активного психического развития.