Гордую гречанку, оперную примадонну с бурным характером, в прессе называли: Циклон Каллас, Ураган Кал-лас, Тигрица, Дьявольская Дива — и этим все сказано. Величественная Брюнетка с магнетическим эллинским взглядом огромных и бездонных, как южная ночь, глаз... Женщина с роковой судьбой, она начала работать очень рано, уже в десятилетнем возрасте блестяще исполняла партии Кармен (кого же еще!) — очень сложные в вокальном отношении, насыщенные страстями — в эмоциональном. Может, поэтому она единственная женщина в мире, достигшая столь быстрой трагической кульминации — судьбы Медеи — и слившаяся с ней настолько, что другой Медеи у человечества уже не будет.
Каллас была безмерно требовательна к себе в творчестве и в жизни, часто повторяла: «Я помешана на совершенствовании» и «Я не люблю среднего пути». «Все или ничего» был ее девиз. Она настолько отдавалась работе, что искренне верила: если она — лучшая, значит, должна быть на самой вершине, чем раздражала многих вокалисток, которым приходилось годами, через второстепенные роли идти к премьерству.
Позиция Каллас же была проста: «Или у вас есть голос, или у вас его нет. И если у вас он есть, вы сразу начинаете петь ведущие партии». Она была официально принята в труппу великого театра «Ла Скала» к открытию сезона 1951 года, ей исполнилось 28 лет. Каллас была трудоголиком подобно Великой Мадмуазель Шанель. Однако Коко Шанель всегда равновесно чередовала периоды бешеной работы с абсолютным бездельем. Мария так не умела и часто испытывала приступы депрессии, возможно вызванные переутомлением, или очередными попытками похудеть, или нервным напряжением, ее этикой, заставлявшей работать на износ.
Она была неугасающим пламенем и в жизни, и на сцене. Об этой огненной женщине написано много книг, сохранились записи ее лучших оперных партий, фильм Пьера Пазолини «Медея» с Каллас в главной роли — ее судьба, романы и всепоглощающая любовь. Так что у нас есть возможность не просто узнать детали, подробности и сплетни, а прикоснуться к миру необычайно яркой женщины-кометы. «Она изменила мир оперы и сделала это со вкусом и элегантностью. Начав с нуля, преобразовала свою слабость — вулканический темперамент — в положительную силу, украсив сцену, как никакая другая женщина в истории. К сожалению, для мира оперы артистка умерла раньше женщины. 16 сентября 1977 года средства массовой информации объявили: „Голос столетия замолчал навсегда".
...Она была авторитетом во всем, что бы ни делала, и поражала воображение слушателей, исполняя арии на многих языках. Ее мастерское владение английским, греческим, итальянским, испанским и французским сделали ее необычайной артисткой. Она гипнотизировала на сцене, очаровывала своей личностью. Она создала сценический образ, который поставил ее отдельно от всех, кто когда-либо пел арии»,— напишет Джин Ландрам в своей книге «Тринадцать женщин, которые изменили мир». Как вспоминал Ив Сен-Лоран: «Она была Дива из див, императрица, королева, богиня, колдунья, работящая волшебница — короче говоря, Божественная!»
Однако не только искусство, но и любовь значила многое для Марии Каллас. «Нет, музыка — не самая важная вещь в жизни, любовь более важна, чем любой артистический триумф»,— говорила прима. Она, не задумываясь, оставила своего мужа-миллионера, очень удобного во всех отношениях, из-за любви к Аристо Онассису, опытному сердцееду и ловеласу международного размаха. И это была страсть — жертвенная и испепеляющая. (Их браку помешал католический брак Каллас, который, как известно, не может быть расторгнут.) В последний путь Марию Каллас провожал огромный букет красных роз. От Аристо. Онассис оставил специальное распоряжение перед своей кончиной: проводить Великую Возлюбленную розами. Прах легендарной певицы развеяли над Эгейским морем. Она сама этого хотела.
Ее фамилию еще при жизни сделали именем нарицательным — La CaLLas. Ее голос до сих пор приносит больше денег фирме EMI-classics, чем самые раскрученные современные звезды. Аукционы с ее бриллиантами становятся более громкими событиями, чем премьеры в Metropolitan-opera. В Марию Каллас переодеваются. От нее не осталось даже праха, который развеяли над Эгейским морем, но Франко Дзеффирелли воскресил диву в недавнем фильме «Каллас навсегда» с помощью Фанни Ардан.
Она уже давно идол — La Divina, в каком-то архаическом, первобытном смысле. Если бы только она все оставила как есть — свой безразмерный и великолепно поставленный голос, свой излишний вес и мужа-импресарио, честно игравшего роль отца и друга. Наверное, она записала бы куда больше опер, а возможно — дожила бы до наших дней, числилась бы в пантеоне всех великих театров примадонной, писала бы едкие или мечтательные мемуары и нападала бы на режиссеров-модернистов. В этом случае мир никогда не узнал бы о существовании Марии Каллас. Она предпочла сжечь все — свой вес, свой голос, свою любовь и свое тело, наконец. И этот пожар, подобный страшному погребальному пожару Медеи стал главным объектом поклонения в культе Марии Каллас.
...Это, пожалуй, единственная икона масс-медиа, возникшая без помощи кинематографа, эксплуатировавшего, главным образом, Блондинок. Мария похудела очень вовремя с точки зрения моды: ей было что на себя примерить, Диор как раз создавал New Look, и на некоторых фото из модных журналов того времени трудно распознать, кто это — обычная
манекенщица или знаменитая примадонна. Даже закутавшись в соболя и сверкая бриллиантами, La Divina никогда не эксплуатировала желанность — ее героини всегда жаждали мщения или, по крайней мере, сочувствия. Она оказалась главной ответственной за трагедию в XX веке. И сама эту трагедию для себя изобретала, словно по внутреннему решению последовательно прощаясь со всеми подарками судьбы...
Она стала всемирно известной примадонной и показала миру, что оперы эпохи бельканто — это немыслимый накал страстей, а вовсе не бессмысленные виртуозные колоратуры в исполнении кукольных блондхен. Из статьи Ильи Кухаренко