Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925)
Жизнь Аверченко не была легкой и благополучной, но даже автобиография его написана смешно:«... в день моего рождения звонили колокола, и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днем моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чем здесь еще какой-то праздник?» Отец будущего писателя — «хороший человек, но крайне плохой купец» — «по горло был занят хлопотами и планами: каким бы образом поскорее разориться?»
В севастопольской гимназии из-за болезни глаз мальчик закончил лишь два класса, дальше пришлось учиться дома, с помощью старших сестер. Пятнадцати лет Аверченко начал работать младшим писцом в транспортной конторе. Через год попал на каменноугольный рудник. «Это был самый грязный и глухой рудник в свете», — вспоминал Аверченко. Вокруг он видел только непосильный труд и «целое море водки». «А однажды рудничный врач в пьяном виде отрезал рабочему совсем не ту ногу, которую следовало...» Конторщик из Аверченко получился плохой, с начальством он «вел себя юмористически», и не выгнали его только потому, что он смехом, шутками, замысловатыми анекдотами поднимал настроение окружающим, «погрязшим в работе, скучных счетах и дрязгах».
Через три года вместе с правлением рудников Аверченко переехал в Харьков. Здесь в 1903 г. в газете «Южный край» ой впервые опубликовал свой рассказ. В Харькове же Аверченко взялся за издание сатирических журналов «Штык» и «Меч»-«Лихорадочно писал я, рисовал карикатуры, редактировал и корректировал и на девятом номере дорисовался до того, что генерал-губернатор... оштрафовал меня на 500 рублей, мечтая, что немедленно заплачу их из карманных денег.
Я отказался по многим причинам, главные из которых были: отсутствие денег и нежелание потворствовать капризам легкомысленного администратора», — вспоминал он о том времени.
Издательский опыт пригодился ему в 1908 г. в Санкт-Петербурге, когда он предложил редакции зачахшего юмористического журнала «Стрекоза» (где еще в 1880 г. был опубликован первый рассказ Чехова) реорганизовать издание. С 1 апреля 1908 г. «Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон». Как отмечал в статье «Аверченко и «Сатирикон»» (1925) А. И. Куприн, журнал «сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же... необыкновенно быстро открыли его и сразу из уст в уста сделали ему большое и хорошее имя».
В «Сатириконе», а с 1913 г. «Новом сатириконе» Аверченко опубликовал несколько тысяч рассказов, фельетонов, рецензий, юморесок, стихотворений. Кроме того, за десять лет он издал сорок книг, некоторые из них, например, первый сборник рассказов «Веселые устрицы» (1910) выдержали более 20 изданий.
К мистике Аркадий Аверченко относился оптимистично, с завидной долей юмора. В одном из его рассказов незадачливому хироманту пришлось гадать молодому человеку, имевшему вместо руки искусно сделанный протез. Линии его обещали более 200 лет жизни и тройное пребывание на престоле.
Сатириконовцы во главе с Аверченко чрезвычайно дорожили своей репутацией «независимого журнала промышляющего смехом», и старались не потакать низменным вкусам, избегая скабрезности, дурацкого шутовства и прямой политической ангажированности, во всех этих смыслах образцовым автором была Тэффи.
Вспоминают, что однажды Николай II, прочитав рассказы верченко, пригласил его, но писатель отказался прийти. Хвалил Аверченко и Ленин, но с той же улыбкой на лице сатирик сказал: «Ни во дворец тогда, ни тем более в Кремль теперь я поеду».В августе 1918 г.новое правительство запретило его журнал, остановило типографию. Аверченко уехал на юг и, в конце концов, добрался до Севастополя. Крым того времени он называл"кипящим котлом", "горячей ямой, дно которой жгло пятки". Осенью 1920 г. в трюме парохода, на угольных мешках, он бежал в Константинополь. начался путь эмигранта - "кубарем по Европам".
Писатель-сатирик путешествовал вместе с основанным им эстрадным театром. В конце жизни Аверченко обосновался в Праге, где возникла большая русская община. Он продолжал много писать, рассказывая «тошнотворную правду» о «русской горе-революции». Эти рассказы составили книги «Дюжина ножей в спину революции» (1921) и «Смешное в страшном» (1923). Опыт эмигрантской жизни, нелепо и жалко копирующей быт и нравы погибшей России, отразились в книгах «Записки Простодушного», «Я в Европе» (1923), в которых возникли гротескные образы лилипутского мирка, не лишенного сюрреалистического жизнеподобия.
Умер Аркадий Аверченко 12 марта 1925 г. На его смерть откликнулись многие писатели и журналисты. Так, Борис Овеч-кин писал в статье «Рыцарь улыбки»: «...писатели-юмористы в частной жизни нередко тяжелы и нудны. Аверченко всегда, везде и всюду был таким, каким знала его публика по журналам и газетам. Все казалось ему легким и во всем хотел он видеть только смешное. Ибо смех был его стихией, улыбка — самым надежным орудием в жизненной борьбе...» Последняя его юмористическая пьеса «Игра со смертью» оказалась для него символической, в этой «веселой игре» победила Смерть...
«Король юмора» Аркадий Аверченко мечтал собрать всех дураков России в одном месте на поселение. Чтобы не мешали они жить приличным, разумным людям. Мечта, конечно, несбыточная, как и все попытки облагодетельствовать человечество.
18 авг 2008, 14:34
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.