Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Валентин Александрович Серов (1865-1911)
В детские годы художественными занятиями Валентина Серова руководил И. Я. Репин, затем в Академии художеств он учился у знаменитого П. П. Чистякова. Отставив Академию, _ он начал работать самостоятельно на натуре, писал пейзажи, изучал старых мастеров, ездил за границу, чтобы лучше узнать историю европейского искусства. Он побывал в Мюнхене, Амстердаме, Венеции, Флоренции, Милане.
Его пленила красота итальянской живописи. В мае 1887 г. Валентин Серов писал из Венеции своей невесте Ольге Трубниковой: «Я хочу таким быть — беззаботным, в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». И это не просто слова молодого ожника, а целая программа. Он хотел наслаждаться красотой мира,воспевать эту красоту.
В 1888 г. художник написал портрет своей двоюродной сестры Маши Симонович. Она все лето позировала ему в парке имения «Домотканово». Обстановка там была домашней, душевной. Одна из сестер Симонович писала в своих воспоминаниях: «...Маша... будучи сама художницей, проникалась его интересами. Своим безмолвным, терпеливым позированием она сделала то, что Валентин Александрович писал спокойно, не торопясь, сосредоточенно.
В Домотканове жизнь была тихая в то время. По аллее проходили редко, да и то старались обходить это место во время работы художника». Печать этой «тихости», этой спокойной сосредоточенности лежит на всем облике Маши в портрете, вошедшем в историю искусства под названием «Девушка, освещенная солнцем». Она задумчива, погружена в медлительное созерцание. Ее ласкают солнечные лучи, просвечивающие листву большого дерева. В ее позе, во взгляде, в руках, лежащих на коленях, есть необыкновенная естественность. В сложнейших рефлексах переливается цвет белой кофточки. Лиловыми отливами отдают коричневые цвета земли и коры дерева. Глубоко горит синий цвет юбки. И, наконец, все цвета, использованные художником в картине, словно сливаются в живописи лица, выложенного, как тончайшей мозаикой, мазками-плоскостями. Валентин Серов увидел свое «отрадное» в воссоздании красоты мира, красоты самого простого, обычного.
В портрете художник сделал первый шаг к новому искусству XX в. Впоследствии Серов создал ряд великолепных портретов, целую галерею «людей его времени, больших и ничтожных, добрых и злых, дельных и бездельников». Но непосредственность, поэтичность воплотилась в этом портрете так естественно, как не воплощалась она у Серова в более поздние годы.
Через несколько лет после того, как была написана «Девушка, освещенная солнцем», ее модель — Маша Симонович вышла замуж и уехала во Францию. Там находилась она до конца своей жизни, и там случился с ней интересный случай, который она сама описала в письме к своей сестре: «...Здесь, у наших знакомых, появился один господин — инженер 52 лет. Так как он играет в шахматы, то пришел поиграть с С. К.
Играя, гость все время поглядывал на русский календарь, который висит у нас на стене, с «Девушкой, освещенной солнцем»... В свой второй визит он спросил у С. К., глядя на календарь: «Мне это напоминает тот портрет, который я 30 лет назад видел в Москве, чей это?»
Узнав, что девушка — «моя жена», очень удивился...
Тут я проходила и принуждена была остановиться, и, как всегда в таких случаях, с чувством виноватости: как смела так измениться, что и не узнаешь?
Но он сказал: «Глаза те же».
Оказывается, этот портрет был его первая любовь, он остался неженатым, и теперь был озадачен, что в далекой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую любил по портрету, перед которым проводил часы.
Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза...»
18 авг 2008, 14:48
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.