Вряд ли кто-то сомневается в том, что музыка способна активно влиять на душевное (и духовное) состояние человека. Хорошая музыка человека захватывает, она трогает в нем его лучшие чувства, очищает дух, рождает возвышенные мысли; человек, глубоко чувствующий и понимающий музыку, воспринимает лучшие ее образцы не без душевного трепета, а иной раз и не без слез... Конечно, ребенок до трех лет еще не отличается таким духовным совершенством, чтобы слушать «Adagio» или «Requiem» Моцарта со слезами на глазах, он еще не видит разницы между музыкой возвышенной и примитивной музыкой «для ног», но к музыке вообще относится с интересом, слушает ее с удовольствием, музыка заметно поднимает его настроение.
Маме не должно быть безразлично, какую музыку слушает ее ребенок. Он должен слушать только хорошую музыку - независимо от того, классическая это музыка или эстрадная. Музыка, в отличие от других искусств, довольно активно и уже с самого раннего возраста -на уровне подсознания - воспитывает у человека вкус; а какой вкус может воспитать плохая музыка (примечательно, что известный немецкий философ Иммануил Кант не жаловал музыку любовью, называя ее «самым навязчивым из искусств»; вероятно, он имел в виду не лучшие образцы музыкального искусства, которые действительно могут восприниматься как навязчивые - их не хочешь слушать, но они звучат, и самые бесталанные произведения обычно - самые длинные). Чувство вкуса, воспитанное музыкой, будет проявляться и по отношению к живописи, к литературе, к одежде, к интерьеру, к выбору друзей, если угодно, и т.д.
Помимо того, что музыка довольно сильно воздействует на внутренний мир ребенка, она содержит в себе еще мощное организующее начало, а именно - ритм. Ритм как основа музыки является еще и основой всех жизненных процессов в организме. Один ритм всегда тем или иным образом вписывается в другой, согласуется с ним и поддерживает его. Поэтому музыка, даже упомянутая музыка «для ног», представляет определенную ценность не только в смысле влияния на психическое развитие, но и в смысле чисто физиологическом, как бы удивительно это ни выглядело.
Задача мамы и других взрослых членов семьи достаточно проста: в доме как можно чаще должна звучать музыка; когда ребенок бодрствуе: она может звучать постоянно, когда малыш спит, тоже можно осте. ;ять музыку, - но совсем тихо (в соседней комнате); и должна звучать самая разнообразная музыка - не следует ограничиваться только классикой или только эстрадой, сообразуясь со вкусом кого-то из взрослых. Очень хорошо, если кто-то в доме владеет каким-либо музыкальным инструментом, - он собственным примером привлекает ребенка к занятиям музыкой. Даже если мама не обладает завидными вокальными данными, она должна ребенку петь; так ребенок впервые услышит «живую» музыку и рано или поздно - непременно захочет поучаствовать в исполнении. Как можно более ранние занятия пением важны для развития музыкального слуха. Ритмичность музыки ребенку легче прочувствовать в танце - мама может взять малыша на руки и потанцевать под одну из ритмичных мелодий. Ребенку (да и маме) это доставит массу удовольствия.