Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Даниил Иванович Ювачев (1905-1942)
Даниил Хармс — признанный гений чудачества, мастер эпатажа и непредсказуемый сумасброд. Ему мало было обыкновенного существования, он фантазировал, придумывал, воображал.
Чего только не умел делать Даниил Хармс! Он писал стихи, искусно играл на бильярде, умел ходить по перилам балкона на последнем этаже Ленинградского Дома книги, любил изобретать игры, мог изобразить муху в тот момент, когда она размышляет, куда бы ей полететь, умел писать заумные стихи, философские трактаты и комедийные репризы для цирка.
Даниил Хармс обожал разыгрывать людей, и сам не обижался на розыгрыши. О многих таких смешных историях вспоминала подруга Даниила Хармса художница Алиса Порет. Однажды Хармс и Алиса пошли в консерваторию на концерт. Предварительно Хармс заглянул в артистическую,—якобы он потерял билет и попросил профессора N дать ему записку или пропуск. Пока тот писал, Хармс ловко опустил ему лед в карман сюртука и с бесконечными поклонами, извинениями и реверансами ушел... Профессор дирижировал оркестром. «Сперва началось «кап-кап-кап», медленно, потом быстрее, потом побежал ручеек... и в первых рядах началось беспокойство...»
В1927 г. Даниил Хармс вошел в группу поэтов под названием ОБЭРИУ, составленное из начальных букв следующих элементов: ОБ — объединение, ЭР — реальное, И — искусство. У — потому что все кончается на «У».
Обэриуты — молодые, веселые люди — по-детски озорничали, сознательно эпатируя окружающих. Публичные выступления, свои стихи, собственную жизнь они превращали в театр, цирк, балаган. Их игровые, выходящие за рамки игры тексты построены так, чтобы шокировать читателя или слушателя, произвести некоторый сдвиг в его сознании. В ход шли чудеса, внезапные превращения, словесные игры — «фокусы»:
Из-под комода ехал всадник,
Лицом красивый, как молитва.
Он с малолетства был проказник —
Ему подруга бритва.
Числа не помня своего,
Держал он курицу в зубах.
Иван Матвеевича свело,
Загнав печенку меж рубах.
А Софья Павловна строга,
Сидела, выставив затылок, —
Оттуда выросли рога
И сто четырнадцать бутылок.
Игровое начало и неистощимая фантазия, отличающие стихотворения Хармса, привлекли внимание С.Я. Маршака, редактировавшего детские журналы. Он решил начать сотрудничество с ОБЭРИУтами. «Самое большое, чего я мог ждать от них вначале, это участие в создании тех перевертышей, скороговорок, припевок, которые так нужны в детской поэзии. Но все они оказались способными на гораздо большее», — писал Маршак.
Стихи ОБЭРИУтов не понадобились окололитературной публике тех лет. Критика видела только формальную эксцентричность, содержания не замечала. Поэты казались людьми опасными и ненадежными. В1931 г. несколько человек, в том числе Даниил Хармс, были арестованы и сосланы на год в Курск. Затем были повторный арест и смерть в тюрьме.
Хармсу свыше было дано предвидение своей судьбы. В 1939 г. он пишет повесть «Старуха». В ней есть ощущение грядущей катастрофы. Конца всего. Совсем немного осталось до ареста Хармса. «Старуха» — своего рода итог. Большая черта под творчеством Хармса с'подписью автора. Герой повести — писатель. В его голове созрел гениальный рассказ о чудотворце, который за всю свою жизнь так и не совершил ни одного чуда. «Он знает, что он чудотворец и может сотворить любое чудо, но он этого не делает». Но герой живет в постоянном ожидании чуда. «Неужели чудес не бывает?!» — восклицает он, надеясь, что все, что происходит с ним, всего лишь дурной сон. С развитием повести все сильнее укрепляется мысль, что чудо невозможно, потому что «... мир заселен злом и чудо — как добро, свет—и не нужно вовсе? Оно ничего не изменит». Поэтому и не сотворил чудотворец ни одного чуда.
Алиса Порет вспоминает: «Даниил Иванович был очень су-еверен. У него были на все приметы, дурные цифры, счастливые предзнаменования. Он выходил из трамвая, если на билете была цифра 6, или возвращался домой, встретив горбуна. Человек с веснушками означал удачу... У нас в доме у всех близких друзей были свои чашки. Даниил Иванович пил только да так называемой «петровской» чашки, зеленой с золотом и крупными цветами. Однажды я вынула ее из шкафа, и она на глазах у всех прыгнула с блюдца на пол. Даниил Иванович немедленно ушел, мрачно сказав мне в прихожей: «Ужасная примета. Это конец». Так оно и было»
Жизнь Даниила Хармса оборвалась в Ленинграде в начале февраля 1942 г., в роковом для русских поэтов возрасте тридцати семи лет.
Молодой талантливый человек скрылся за тюремными воротами навсегда.
Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь
Отправился пешком.
Он шел все прямо и вперед,
И все вперед глядя.
Не спал, не пил,
Не пил, не спал,
Не спал, не пил, не ел.
И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес,
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез.
21 авг 2008, 15:38
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.