Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Дионисий (ок. 1440 — между 1502 и 1508)
Благодаря рано проявившемуся таланту и стараниям высоких покровителей, успех сопутствовал Дионисию от поры начинаний до последних лет жизни. Его заказчики были все особы высокопоставленные, церковные иерархи, сам великий князь. Дионисий не был монахом, как многие иконописцы, он жил «в миру» и, если верить современникам, не чуждался мирских соблазнов и не особенно рьяно соблюдал посты. Подрядился он как-то в Пафнутьево-Боровский монастырь работать. Устав там был строгий, и чтобы братии соблазну не было, игумен Пафнутий такой уговор положил: захочет Дионисий со своими живописцами вкушать «яства и пития мирские», в обитель сего не приносить, а есть рядом село, там пусть и скоромятся. Поначалу все шло, как договорились. Но, верно, село не столь уж близко было. Или, может, работе конец был виден, времени зря терять не хотелось. Нарушил мастер запрет старца Пафнутия, принес в монастырь запретные яства. Весело сели за стол художники, положил Дионисий каждому сотрапезнику «ходила агнче (бараньей ноги) с яйцы учинено». Сам первый за еду принялся. Да не успел до рта кусок донести, видит в яйцах черви закопошились. От отвращения и страха напала на Дионисия чесотка. А он пальцем пошевелить не может, сидит как в столбняке. Кончилась пирушка довольно бесславно: пришлось звать Пафнутия, каяться, что ослушался, согрешил... И лишь когда отпустил художнику вину праведный старец, как рукой сняла с него «недуг лют».
История приводится в житии Пафнутия Боровского как один из примеров проявления его чудесной силы. Но рассказ этот — яркое свидетельство жизнелюбия Дионисия. Сколь же ценили его мастера, если смотрели сквозь пальцы на то, как нарушает строгость церковных уставов. По словам летописца, Дионисий — мастер на редкость плодовитый. Но из бесчисленных его работ время сохранило три достоверных иконы (на двух художник проставил свое имя) и великолепные росписи Рождественской церкви Ферапонтова монастыря близ города Кириллова Вологодской области. Они сделаны были им уже на склоне лет, в 1500-1502 гг., при участии сыновей Феодосия и Владимира. Для искусства Дионисия характерны черты особой нарядности, изысканности, торженности. Образы, созданные им, полны нравственного бла-^одства, внутренней чистоты, светлой радости, мягкости и Душевности.
Красочная гамма росписи церкви Рождества Богородицы в ферапонтовом монастыре светлая, нежная, радостная и многоцветная, объединенная густо-лазоревым фоном. Росписи выполнены местными лазоревыми красками.
Сцены полны лиризма и поэзии. То тут, то там проступают в них черты живого наблюдения, правдивые жизненные детали. Хороши, например, фигура мамки, качающей колыбель с новорожденной Марией, или беседующие Иоаким и Анна, счастливый отец, держащий ручку младенца, Анна, нежно прижимающая к себе долгожданное дитя и заботливым жестом поправляющая пеленку. Другие сюжеты — чудеса Христа, евангельские притчи — встречались в древнерусской живописи редко и лишь с Дионисием прочно вошли в ее постоянный обиход. Несомненно, тут сказался личный вкус художника, охотно изображавшего сцены пиров и любовно выписывавшего златотканые с жемчугом одежды.
Дионисий был любимым художником великого князя Московского и «господаря всея Руси» Ивана III. Это и понятно: удлиненные, спокойные лица, пышные одежды, обилие праздничных сцен, светлые краски придают произведениям Дионисия оттенок парадной торжественности и аристократизма. Такое искусство и требовалось тогда Московскому государству, вступавшему в период блистательного политического и художественного расцвета.
21 авг 2008, 15:45
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.