Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Личности » Леонид Георгиевич Енгибаров (1935-1972)

Леонид Георгиевич Енгибаров (1935-1972)

Леонид Георгиевич Енгибаров (1935-1972) Леонид Георгиевич Енгибаров — артист, клоун, философ. Его жизнь была короткой, но он столько успел сде­лать в цирковой клоунаде, пантомиме на эстраде, в литературе, что его судьба стала легендой.
 
Его репризы не только развлекали зрителя, но заставляли его размышлять.
 
С ним на арене цирка появилось новое, «енгибаровское», на­правление, в котором органично соединились выразительный жест, оригинальный трюк, парадоксальная мысль, музыка и свет, создававшие особый лирический настрой, характерный для душевного состояния каждого персонажа.
 
С первых своих шагов на арене Енгибаров стал вызывать у публики и коллег по профессии самые противоречивые от­зывы. Публика, которая привыкла в цирке развлекаться, а не размышлять, была разочарована. И многие его коллеги вскоре стали советовать ему сменить амплуа «думающего клоуна». Стоит отдать должное Енгибарову, он не отрекся от избранного пути и вскоре доказал свою правоту.
 
Ю. Никулин вспоминал: «Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потря­сающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного че­ловека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя, нет, она еще несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и нена­висти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, нео­бычно».
 
Даже акробатические упражнения были наполнены лири­ческим содержанием. Сам Леонид Енгибаров сказал однажды: «Когда стоишь на двух руках, медленно отрывая одну руку от пола, понимаешь, что у тебя в ладони лежит зеленый шар».
 
Описывать миниатюры Енгибарова — дело неблагодарное. Но вот сценка «Жажда». В ней артиста мучает сильная жажда, и он замечает на высоком постаменте кувшин с водой. Он пы­тается до него добраться, однако удается ему это не сразу. Он много раз карабкается на постамент, падает, вновь поднима­ется, и так несколько раз. Наконец ему удается достать кув­шин, он бережно берет его в руки, мысленно уже предвкушая тот момент, когда живительная влага утолит его страдания. И в тот момент, когда он уже готов опорожнить кувшин, вне­запно появляется маленькая девочка. Она подходит к нему и, показывая на кувшин, просит отдать его ей. И клоун отдает. А девочка садится в сторонке и начинает поливать водой из кувшина свои песочные куличики, чтобы лучше лепились. Кульминацией этой сценки является то, как реагирует клоун На этот поступок девочки: он начинает... улыбаться. «Клоун с осенью в душе» — так называли Енгибарова зрители.
 
Леонид Енгибаров был не таким, как все. В цирке он пока­зывал сцены, от которых наворачивались слезы. Была у него сцена об одиночестве человека. Он выходил на манеж, хотел прилечь и отдохнуть, а его выгоняли, находил другое место, а его снова выгоняли. Наконец он оставался один, смотрел в зал. Приглашал жестом учителей: мол подойдите ко мне, плохо, по­могите мне. Но никто не шел, и тогда он уходил с манежа, но как... Такой медленной и странной походкой. Зрители аплоди­ровали. Ему бы обернуться, поблагодарить зрителей за апло­дисменты. А он не оборачивался, грустно съеживался и дви­жением головы как бы говорил: нет, теперь поздно. Уйду один. Никто меня не понимает.
 
Всем своим искусством Леонид Енгибаров показал «смеш­ного и трагического клоуна». Он вспоминал:
 
«... 22 апреля 1961 года. Этот день останется у меня в памяти. Помню, днем было скверное настроение. Накануне от волне­ния плохо спал. По своей давней привычке я побрел пешком. Шел мокрый снег. На фасаде теперь уже старого Московского цирка на Цветном бульваре увидел огромную в потеках дождя афишу, возвещающую о моих гастролях. Краски разошлись, и было впечатление — клоун плачет».
 
Он чувствовал, что больше 37 лет не проживет, и все свои по­следние 20 дней говорил об этом.
 
В день его смерти, 25 июля, печатали Большую Советскую Энциклопедию, девятый том, в который впервые была вклю­чена заметка о Леониде Енгибарове. В этот самый день он ушел прямо в историю...
26 авг 2008, 09:34
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.