Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Максим Никифорович Воробьев (1787-1855)
Война 1812 г., всколыхнувшая Россию,, не могла не найти отражения в творчестве, художника, чутко откликавшегося на события времени. Он пишет торжественный марш военных парадов на кремлевских площадях, сжимающую сердце панораму сожженной Москвы, создает гравюры «Похороны фельдмаршала Кутузова». За картину «Торжественное молебствие, совершаемое русским духовенством в Париже на площади Людовика XV» Воробьев получил звание академика живописи.
Художник еще не раз возвращался к картинам на подобные сюжеты, положившие начало традиции изображения воинских и государственных церемоний в русской живописи. Но сколь ни значительны были успехи Воробьева в официальной живописи, лирическая природа его художественного дарования выразилась в другом. В 1818 г. он написал большую картину «Вид Московского Кремля со стороны Устьинского моста» Кремль писали многие замечательные мастера, но память выделяет именно произведение Воробьева. И дело не в документальной точности передачи храмов, башен и колоколен. Художник представил Кремлевский холм как чудо, отраженное в зеркале вод Москвы-реки, вознесенное будто бы самой природой над заурядной обыденностью. Нельзя не почувствовать восторг живописца перед неповторимой красотой, созданной руками человека.
Неисчерпаемым источником вдохновения был для Воробьева Петербург. Его картина «Дворцовая набережная» получила такую популярность, что пейзажисту пришлось делать несколько вариантов. Секрет небывалого успеха, видимо, был в том, что Воробьев открыл ускользающую от обычного взгляда красоту Дворцовой набережной в предрассветный час, неузнаваемо меняющий знакомый пейзаж. Растворяются, теряются четкие очертания в лучах поднимающегося солнца каменные громады дворцов, впитавшие краски наступающего утра.
Романтической балладой, посвященной прекрасному городу, можно считать полотно Воробьева «Осенняя ночь в Петербурге». Художник в городских пейзажах стремился отразить состояние природы. Он писал город в разную погоду, в разное время суток в отличие от предшественников, довольствовавшихся возможностью лишь эффектно отобразить архитектурные формы. Известно, что некоему французу, изумленному игрой невских волн на полотне Воробьева, художник объяснил, что он воплотил образ, навеянный музыкой Моцарта. Француз не понял художника, и тогда Воробьев взял в руки скрипку. Потрясенный иностранец признавался, что «никогда не предполагал столь тесной связи между музыкой и живописью».
В1814 г. Максим Воробьев женился на дочери-сироте синодского канцеляриста Клеопатре Шустовой. Она стала центром растущей семьи. И вдруг—смерть жены в сорок три года. Воробьев разом постарел и не в силах был работать. Как-то вечером он стоял у окна и смотрел на дуб, посаженный еще в прошлом веке. Дуб, казалось, олицетворял мощь и силу человека, способного противостоять трудностям. Но Максиму Воробьеву он напоминал и о присущем смертным самомнении и излишней гордыне. Мощный порыв налетевшего ветра ударил в стекла большого окна. Ночная гроза разразилась над Петербургом неожиданно. Звуки грома, бешеный порыв ветра — и огромная ветвь дерева глухо рухнула перед окнами. Новый блеск высветил на месте привычного ствола острые щепы обнаженной, разрушенной плоти дерева. Художник понял: «Это моя судьба». Он почувствовал себя тем же деревом, разрушаемым бушующей неистовой бурей...
Картина «Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть Клеопатры Логиновны Воробьевой, жены художника» была написана и выставлена на академической выставке в 1842 г.
Современники отмечали, что после этой картины художник не создал ничего, равного его творчеству более раннего периода.
26 авг 2008, 09:57
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.