Младший школьник один дома
Реалии жизни таковы, что младшему школьнику часто приходится оставаться дома одному. В редких семьях за ребенком присматривает кто-нибудь из взрослых - бабушка или дедушка; более обычная
ситуация, - когда ребенок сам обиходует себя; поэтому он уже хотя бы к 8 годам должен обладать некоторыми важными навыками:
- ♦ уметь разогреть себе пищу;
- ♦ уметь отпирать и запирать входную дверь;
- ♦ уметь пользоваться форточкой;
- ♦ уметь пользоваться телефоном;
- ♦ уметь пользоваться водопроводом и т.д.
Понятно, что, пока ребенок слишком мал, лучше, чтобы он, оставаясь дома один, не пользовался электроплитой и другими электроприборами, газовой плитой, микроволновой печью и т.п., - даже если в присутствии мамы ребенок пользуется названными бытовыми приборами уверенно. Никогда нет совершенной гарантии, что ребенок в ответственный момент на что-нибудь не отвлечется, и не забудет выключить печь (электроприбор), и не доведет дело до беды... Поэтому мама должна изыскать какие-либо иные возможности обеспечить ребенка горячей пищей; например, - использовать термос.
Существуют разные модификации термосов; не редкость в продаже и термос-контейнер для трех блюд (с тремя судками) - в таком термосе блюда остаются горячими не менее пяти часов; эти термосы не занимают много места и просты в пользовании. Придя из школы, ребенок достанет из термоса горячие блюда, а мама на работе будет спокойна.
Важно, чтобы ребенок мог уверенно обращаться с ключами. Эта наука несложная, и дети легко постигают ее; главное, - чтобы исправны были замки, чтобы они не были слишком тугими и при пользовании не требовали больших физических усилий. Ребенок в обращении с ключами должен быть внимателен - класть их всегда в одно и то же место (например, в кармашек ранца), не забывать ключи дома, уходя в школу, захлопывая дверь.
Младший школьник уже вполне способен пользоваться форточкой. Быть может, ребенку еще не хватает роста, чтобы до форточки дотянуться, но он может стать на стул, и тогда форточка окажется в пределах досягаемости. Нельзя, однако, намереваясь открыть форточку, взбираться на подоконник или на стол. Ребенок также должен знать, что нельзя высовываться в форточку (общаясь с друзьями, которые гуляют под окном).
Обычно ребенок довольно рано осваивает телефон - детям вообще нравится нажимать на кнопочки, накручивать диск... Младший школьник уже удерживает в памяти немало телефонных номеров -своих бабушек и дедушек, друзей, соседей; конечно же, он знает номера рабочих телефонов родителей. Не будет лишним ребенку знать и номера телефонов некоторых служб - пожарной охраны, милиции, неотложной медицинской помощи, аварийной службы газа, диспетчера ЖЭС и т.д. Телефонные номера, какие могут пригодиться в экстренных случаях, должны быть записаны где-нибудь на видном месте или на первой странице телефонной книжки.
Ребенок, который часто остается один дома, должен быть научен аккуратному обращению с водопроводными кранами. Разумеется, все краны должны быть в исправном состоянии (контроль за этим входит в обязанности папы). Младший школьник уже может ясно представлять, что небрежное отношение к водопроводу грозит потопом и многими неприятностями, с ним связанными.
Не секрет, что многие дети, оставшись без контроля со стороны взрослых, часто делают то, что взрослые им запрещают или строго дозируют, - включают телевизор и смотрят все передачи подряд, включают игровые приставки и играют до умопомрачения, включают компьютер,
Зачастую, оставшись без контроля со стороны родителей, дети используют свободное время для общения с друзьями; собираются порой довольно многочисленные компании, и игры, которые устраиваются, бывает трудно назвать тихими и безопасными - в плане травматизма. Могут иметь место и игры в «прятки», и в «догонялки», и в «войну», и игры с мячом, и борьба, а у девочек - танцы (спустя некоторое время родители оказываются в полном недоумении - почему жалуются соседи?). К сожалению, бывают случаи, когда после подобных «шабашей» у мамы или у папы пропадают какие-либо вещи или какие-то вещи оказываются сломанными...
Чтобы избежать многих недоразумений, общение ребенка с друзьями следует держать на контроле; ребенок должен знать, что место для шумных игр - двор, детская площадка; можно, конечно, и пригласить к себе кого-нибудь домой (с позволения мамы), но цель совместного времяпрепровождения должна ограничиваться либо выполнением домашних занятий, либо настольными или ролевыми играми. Родителям важно всегда знать, с кем дружит их ребенок.
Оставаясь дома один, младший школьник должен с настороженностью относиться ко всем звонкам в дверь и к телефонным звонкам. Хорошо, если входная дверь оборудована «глазком», хорошо, если ребенок не забывает этим «глазком» пользоваться. Ребенку следует почаще напоминать, чтобы он не отворял дверь незнакомым людям, - кем бы они ни назывались и какие бы удостоверения в «глазок» ни показывали. И вовсе не обязательно использовать в известной ситуации классическую фразу «Папа спит, просил не беспокоить»; можно ответить и «Папа вышел в магазин, сейчас придет», «Папа звонил с работы, он уже выехал» и т.п. Эти же фразы могут пойти в ход и при телефонном разговоре с незнакомым человеком. Родители должны объяснить ребенку, что нельзя говорить долго но телефону с незнакомыми людьми, нельзя давать лишнюю информацию - всегда безопасней ограничиться вежливой фразой и положить трубку.