Анатрмо-физиологические особенности школьника
Рост и вес
Поскольку большинство детей очень интенсивно растет в возрасте 6-7 лет, этот возраст - сташий дошкольный и «семилеток» - еще называют периодом первого физиологического вытяжения. В младшем школьном возрасте рост тела отличается относительной стабильностью. Рост ребенка 8 лет - примерно 130 см; в 10-12 лет рост составляет 140-150 см. Вес восьмилетнего ребенка - 25-27 кг; к 12 годам вес ребенка увеличивается до 38-39 кг. Могут быть некоторые отклонения от указанных значений, - индивидуального характера (учитываются наследственность, конституция и др.), - эти незначительные отклонения принято рассматривать как норму.
Нервная система
Нервная система ребенка младшего школьного возраста отличается быстрой утомляемостью; ребенок еще не способен к продолжительной, сосредоточеннной умственной деятельности. Эти особенности его нервной системы следует учитывать при составлении распорядка дня, при составлении расписания занятий в школе и распорядка выполнения домашних заданий - ребенку нужно чаще предоставлять возможность отдохнуть, отвлечься на что-то, не требующее большого психического напряжения, размяться, побегать, попрыгать и т.д. Наиболее трудный учебный материал ребенку легче постигнуть в виде игры, поэтому для лучшего усвоения знаний в процессе обучения младшего школьника должно присутствовать больше игровых элементов. От дошкольника и «семилеток» младший школьник отличается тем, что аналитические возможности его становятся несколько шире; он уже более критически относится к своим поступкам и к поступкам окружающих его людей. Младший школьник нуждается в общении со сверстниками; если по каким-то причинам он такого общения лишен, то у него может развиться замкнутый и неуживчивый характер.
Сердечно-сосудистая система
У ребенка младшего школьного возраста частота пульса существенно снижается и составляет примерно 80 сердечных ударов в минуту. Артериальное давление у ребенка 10-12 лет - 110/70 мм рт.ст.
Система органов дыхания
У ребенка 7-8 лет структуру легочной ткани уже можно считать вполне сформированной. Представляется важным то обстоятельство, что диаметр трахеи, бронхов и мелких бронхов уже больше, чем у ребенка младших возрастов; благодаря такому увеличению диаметра воздухоносных путей, ребенок легче переносит различные заболевания дыхательной системы - воспаленная, отекшая слизистая оболочка не сужает просвета дыхательных путей в той мере, какая может быть опасной для жизни.
В возрасте 10-12 лет частота дыхательных движений в минуту может быть 18-20; дыхательный объем в миллилитрах - 230-260; минутный объем дыхания в миллилитрах - 4300-4700.
Пищеварительная система
Система органов пищеварения развивается очень активно, увеличивается длина кишечника. Все пищеварительные железы уже развиты достаточно для того, чтобы переваривать любую «взрослую» пищу; функционируют железы активно. Кишечник младшего школьника требует опорожнения не реже 1 раза в сутки.
Система органов мочевыделения
Почки младшего школьника по своему строению практически ничем не отличаются от таковых у взрослого. Суточное количество мочи с повзрослением ребенка постепенно увеличивается, и если у ребенка 8-9 лет в сутки выделяется 700-750 мл мочи, то в 10-12 лет -850-900 мл.
Эндокринная система
Эндокринная система у ребенка младшего школьного возраста входит в заключительную стадию развития. В результате гормональ
ного воздействия у ребенка начинают проявляться признаки полового развития. Процесс начинается раньше у девочек: в возрасте 9-10 лет соски молочных желез слегка приподнимаются, а уже к 10-11 годам имеет место увеличение грудных желез: одновременно появляется оволосение лобка, округляются ягодицы, обретают мягкие линии бедра; к 12 годам увеличиваются большие половые губы. У мальчиков признаки полового созревания проявляются несколько позже - примерно в 10-11 лет; заключаются они в некотором увеличении яичек и полового члена; может также быть незначительное увеличение предстательной железы.
Иммунная система
В сравнении с более младшими детьми ребенок 8-12 лет менее восприимчив к различным инфекциям. Обусловлено это наличием хорошего иммунитета. Важнейшими факторами, влияющими на состояние иммунной системы, являются закаливание и правильное питание, при котором организм ребенка получает в достаточном количестве белки, жиры, углеводы, витамины (особенно такие известные антиоксиданты, как витамины А, С, Е, и витамин В6), минеральные соли.
Кожа и подкожно-жировая клетчатка
Кожные покровы ребенка младшего школьного возраста несколько грубее, чем у дошкольника, но все еще много нежнее и ранимее, чем у взрослого человека. В связи с увеличением подвижности ребенка количество жировых клеток в подкожной клетчатке сокращается. Однако количество этих клеток может быть больше в области груди и в области живота. У ребенка этого возраста уже хорошо функционируют потовые железы, что при его подвижном образе жизни, при опасности перегревания организма очень важно.
Мышечная система
Мышечная система ребенка развивается очень активно. Даже при небольшой массе мышцы довольно сильны, хотя особой выносливостью не отличаются. При повышенной физической нагрузке мышцы младшего школьника быстро утомляются, однако они быстро же восстанавливают свою работоспособность. Благодаря хорошему развитию мышечной системы, ребенок уже довольно ловок - владеет своим телом почти так же уверенно, как и взрослый человек. У младшего школьника хорошо развиты мышцы кисти, поэтому он способен выполнять тонкую работу; это имеет значение при обретении и совершенствовании навыков письма.
Костная система
Рост костей у младшего школьника отличается относительной стабильностью. В этом возрасте происходит более активное окостенение тазовых костей, плечевых костей, а также костей запястья, пясти, фаланг пальцев; постепенно расширяется грудная клетка (она принимает в дыхании все более активное участие). Примерно в возрасте 11 лет появляются некоторые различия в форме таза у мальчиков и девочек. У последних таз несколько шире.
При неправильной посадке за рабочим столом у ребенка этого возраста велика вероятность развития искривления позвоночника. Родители должны внимательно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел за письменным столом.