Побольше читать необходимо школьнику
Тот словарный запас, который мы, взрослые, используем в быту, к сожалению, весьма не велик, и ребенку на него равняться, конечно же. не стоит, - как и нам скудным запасом слов удовлетворяться нс следует. Что же делать? Побольше читать... Ничто так не пополняет словарный запас, как пополняет его систематическое чтение.
Кроме того, что ребенок должен читать много, он еще должен уметь читать правильно. От культуры чтения во многом зависят культура мышления, культура речи и др. Во-первых, читать нужно медленно - не пропуская слова, предложения, абзацы, не пробегая страницу наискосок; неторопливое чтение, с одной стороны, способствует лучшему пониманию прочитанного, а с другой - воспитывает некую основательность в подходе к тому делу, каким ребенок занят. Во-вторых, читать нужно вдумчиво - не пропускать то, что не понято (если непонятно, всегда можно попросить разъяснений у родителей); вдумчивое чтение организует, помогает ребенку скорее научиться мыслить самостоятельно. В-третьих, нужно стараться представлять то, о чем читаешь, пытаться домысливать - это очень развивает фантазию. В-четвертых, следует мысленно произносить прочитываемые слова -особенно незнакомые; так слова лучше запоминаются...
Систематическое чтение не только обогащает словарный запас ребенка, но и учит ребенка говорить - говорить связно, - учит формулировать мысли. Многие дети, даже обладая немалым запасом стон, в той или иной мере страдают косноязычием. Это косноязычие сразу становится очевидно - стоит только попросить ребенка рассказать сто что-нибудь (содержание просмотренного фильма, наггоимер); здесь и вылезают наружу многоразличные «ну», «вот», «он его, а этот этого» и т.п.; при этом целые предложения заменяются жестами, мимикой (если не сказать жестче - гримасничанием), так и сыплются восклицания и междометия... а нормальной речи нет и в помине.
Бороться с таким косноязычием ребенку поможет чтение вслух. Опыт говорит, однако, что дети не любят читать вслух. Чтобы заинтересовать ребенка, можно пойти на маленькую хитрость - использовать его любимую игрушку (плюшевого мишку, резинового динозав-рика, пластмассового гнома и т.п.) в качестве аудитории. Ребенок с удовольствием возьмет на себя роль педагога и будет читать своему любимцу.
Читать книги ребенок должен только после того, как выполнит домашнее задание. Интересная книга может служить стимулом; мама использует принцип: сделаешь уроки - и читай на здоровье!.. Удобное
время для чтения книг - вечер. Однако, не следует читать перед самым сном. Некоторые книги весьма тревожат воображение, и после чтения таких книг ребенку бывает трудно заснуть. Ни в коем случае ребенок не должен читать ночью; между тем известно, что многие дети, которым трудно бывает расстаться с полюбившейся книгой, вооружаются электрическим фонариком и читают под одеялом... Широкие возможности для чтения книг предоставляются в выходные и праздничные дни, и. конечно же, в каникулы. Возможности эти не следует упускать.