Закаливание школьника
с помощью системы закаливающих мероприятий мы можем добиться оздоровления организма ребенка, можем повысить сопротивляемость организма болезням (в том числе и инфекционным) и различным неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание представляет собой рациональное воздействие на организм таких факторов, как холод, тепло, лучистая энергия. Используются для закаливания воздух, вода и солнечная радиация.
Закаливание с точки зрения физиологической науки возможно благодаря способности организма к адаптации. Всякое воздействие холодом или теплом вызывает раздражение чувствительных рецепторов, расположенных повсюду в кожных покровах и слизистых. Имеет место рефлекс: в рецепторах возникает возбуждение, и оно но центростремительным волокнам быстро передается в центральную нервную систему; затем из центральной нервной системы, где «информация» была «проанализирована», возбуждение проходит по центробежному (или иначе - двигательному) нерву в тот орган, который должен реагировать на раздражение активной деятельностью; то возбуждение, что пришло по центробежному нерву, орган воспринимает не иначе, как команду. И отвечает соответственно. Если воздействия обретают систематический характер, в организме развиваются новые временные связи, благодаря которым организм становится способен отвечать на раздражения наиболее рационально, - таким образом он адаптируется к новым условиям существования.
В основе состояния закаленности лежит, главным образом, усиление активности тех физиологических систем, какие принимают участие в процессе терморегуляции. Если мы добиваемся по возможности более совершенного функционирования данных систем, то можем говорить, что цель закаливания достигнута.