Школа - не только обретение знаний
Мы не будем здесь говорить о многочисленных функциях школы, о школьных программах, о премудростях методологии воспитания в школе и т.д.; это предмет разговора для других толстых книг, к тому же рассчитанных на иную читательскую аудиторию - на педагогов, воспитателей. Скажем только то, о чем в литературе, посвященной проблематике школы, говорят не очень часто, однако для родителей данный момент имеет большое значение...
Школа - это не только получение знаний; это еще и обретение навыков общения между людьми. Пока ребенок пройдет весь путь от первого класса до последнего, он столкнется с очень многими явлениями, характерными не только для детского коллектива, но и для человеческого общества вообще; причем наряду с явлениями позитивными - дружбой, верностью слову, взаимной заботой, взаимовыручкой, сочувствием и пр. - немало, к сожалению, и явлений негативных -таких, как несправедливость, необязательность, обман, лесть, оскорбление достоинства, воровство, хулиганство и др. Когда ребенок, воспитываемый дома в любви и чуть не в тепличных условиях, выйдя в люди, с таким негативным сталкивается, когда он возвращается домой, полный обиды, а иногда и в слезах, родители не могут не расстраиваться вместе с ним.
Однако и из плохого можно (и должно) извлекать плюсы. Ребенок получает важные уроки общения; сквозь слезы обиды он видит, что мир, окружающий его, далеко не розовый, или не всегда розовый, а еще вернее - очень редко розовый. Это обретенное знание делает ребенка более защищенным перед жизненными невзгодами, которых, увы, никому не избежать. Невзгоды школьного масштаба - это как прививка, которая делает организм невосприимчивым к болезни. Обида, с которой ребенок вернулся из школы, - есть повод поговорить родителям с ребенком о том, что жизнь сложна, что нужно быть готовым к борьбе, к вечному соперничеству, к конкуренции и т.д. И если разобраться по существу, быть может, не огорчаться, а радоваться следует, что ребенок время от времени получает в детском коллективе такие «прививки».