Формирование личности школьника
Средний и старший школьный возраст - это тот возраст, в котором очень активно формируется личность. И путь формирования этой личности бывает весьма непростой. Ребенок, который еще не нашел свой образ, не определил для себя систему ценностей, не выработал совершенно четкого отношения к тем или иным явлениям, на поминает в своем развитии путника, какой двигается вперед по зыбкой почве...
И не удивительно, что, желая самоутверждения, ребенок ищет способы самоутверждения. Будто одежки, он примеряет на себя образы разных литературных и киногероев - и, к сожалению, не толь ко положительных: он входит в образы людей, которых встречает т жизни и на которых хочет походить; в поиске своего места в жизни он «толкается» в разные двери, пробует себя в разных качествах... Он старается любым, доступным ему, образом выделиться из среды таких же, как он. подростков, обратить на себя внимание; и нередко он избирает примитивный, но достаточно действенный в кругу сверст ников, способ самоутверждения - вызывающее поведение, вызываю щпй внешний вид (небрежность и неопрятность в одежде, нестан-дартьая прическа, устрашающая татуировка и др.), всеотрицание, цинизм и жестокость, физическое насилие над более слабыми подростками; к способам самоутверждения отрицательного свойства можно отнести и курение, и употребление подростками спиртных напитков, и токсикоманию; и ему удается не только выделиться из среды свер стников, но даже занять, и довольно прочно, некоторые лидерские позиции.
Стремясь поскорее стать взрослым и уже считая себя взрослым, он в этот ответственный период жизни зачастую напрочь отвергает помощь со стороны взрослых, - в том числе и со стороны родителей, - он ищет возможности совершить свой утверждающий «сильный» поступок и бросается в крайности там, где этого можно и нужно избежать, и ошибается, и даже «набивает шишки»... Эти «шишки» тем больнее, что в психическом отношении подросток незакален и весьма раним.
Родители должны в это время относиться к своему ребенку с особенными вниманием и пониманием, должны контролировать его (с кем дружит, где бывает, чем интересуется и т.д.) - по возможности ненавязчиво; родители должны уметь обозначить для своего подростка правильные нравственные ориентиры - суметь с убедительностью доказать, что лидерские позиции следует завоевывать интеллектом, честью, порядочностью, созиданием, а не силой мускулов, не унижением сверстников, не разрушением, не обретением вредных привычек; представляется важным в этой связи сотрудничество родителей с педагогами, с психологами, которые при необходимости всегда дадут дельный совет и помогут разрешить любые проблемы, возникшие у родителей с ребенком трудного, переходного возраста.