Систематическое чтение школьником
Невозможно нормальное интеллектуальное развитие ребенка среднего и старшего школьного возраста без систематического чтения. У большинства детей, действительно, в этот период проявляется настоящий «голод» на книги, и задача родителей - всячески способствовать утолению этого «голода». Имеет большое значение - что читает ребенок. Если он покушается на творчество Федора Достоевского, или Ромена Роллана, или Ивана Бунина, включающее в себя не только развивающий элемент, но и элемент воспитательный, это остается только приветствовать и оказать необходимую помощь в выборе произведений, которые более других доступны пониманию подростка, но если ребенок «проглатывает» детективы один за другим да еще детективы не самого лучшего качества (где, кроме интригующей первой страницы и весьма примитивного сюжета, ничего нет, где нет литературы в высоком понимании смысла этого слова) или откровенные «страшилки», наводнившие современные книжные магазины, с ним требуется провести определенную разъяснительную работу.
Важно, чтобы ребенок читал ежедневно; для чтения в распорядке дня должно быть отведено достаточно времени. Лучшее время для чтения - вечернее; ребенок выполнил домашнее задание, ребенок погулял, и его нервная система во время прогулки отдохнула - самое время почитать хорошую книгу, почитать неспеша, вдумчиво, составляя о действиях и словах героев свое мнение, сопоставляя это мнение с мнением автора, выверяя свое мнение и свое отношение к героям. Однако, не следует читать слишком много - «запоем»; если ребенок так увлекся, что читает час за часом, он, с одной стороны перегружает свою нервную систему и органы зрения, а с другой стороны, «проглатывая» страницу за страницей, не берет от текста того максимума, который мог бы взять при неторопливом и дозированном чтении (существует хороший принцип: прочитал страничку - отложи книжку, поразмысли над прочитанным). Нехорошо, если чтение занимает все часы досуга. Гармоничное развитие личности предусматривает наличие многих интересов.