Реферат: Годы правления Петра I
В годы правления Софьи Петр и его мать жили преимущественно в подмосковных селах Преображенском, Коломенском, Семеновском. С трех лет Петр начал учиться грамоте у дьяка Никиты Зотова, но систематического образования он не получил (в зрелые годы Петр писал с грамматическими ошибками). Еще подростком царевич обнаружил склонность к военному делу. Для военных игр Петра в “потешные” полки были собраны ребятишки из двух дворцовых сел — Преображенского и Семеновского, которые впоследствии превратились в одноименные первые гвардейские регулярные полки, представлявшие собой внушительную военную силу. Другим любимым детищем Петра стал флот. Сначала на Яузе, а затем на ближайшем от Москвы крупном водоеме — Плещеевом озере у города Переяславля-Залесского — закладывались основы будущего российского флота. Жажда познаний, стремление к самообразованию позволили одаренному от природы Петру встать на уровне с самыми просвещенными людьми того времени. Он поражал современников не только ростом (204 см) и силой, но и интеллектом, и знаниями. В 1689 г. Петр женился по совету матери на боярской дочери Евдокии Лопухиной. После женитьбы Петр считался совершеннолетним и имел все права на престол; столкновение с Софьей и ее сторонниками — стало неизбежным. Москва была полна слухов о приготовлениях к схватке как стрельцов, так и “потешных”.
[sms]
Августовской ночью 1689 г. Петр был разбужен в Преображенском одним из своих сторонников с сообщением о том, что стрелецкие полки подняты по тревоге и готовы схватить его. Петр ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Последствием пережитых ужасов этого и прежних стрелецких выступлений была болезнь Петра: при сильном волнении у него начинались конвульсивные движения лица. Вскоре в монастырь с развернутыми знаменами пришли вызванные Петром верные Преображенский и Семеновский полки. Петра поддержали многие бояре и дворяне, московский патриарх и даже несколько стрелецких полков. Софью, оказавшуюся в изоляции, заключили в Новодевичий монастырь в Москве. Руководитель стрельцов Ф. Шакловитый был казнен, В. В. Голицын отправлен в ссылку. Трон перешел к Петру. Со смертью царя Ивана (1696) установилось единовластие Петра.
Реформы государственного управления и внешняя политика Петра I
“Административные реформы Петр I осуществлял как и сословные, без строгой системы, путем частых нововведений в центральном и местном управлении. Вначале внимание Петра I было занято преимущественно переустройством областных учреждений, а затем — организацией центрального управления. Так, в 1702 г. губные старосты были заменены воеводами, управляющими совместно с присутствием из выборных дворян. В 1708 г. последовало разделение России на восемь губернии (затем 11): Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую, Смоленскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Губернии делились на провинции (около 50). Во главе губерний были поставлены губернаторы. При них в качестве советников и помощников были учреждены с 1713 г. ландраты (выборные от дворян). В каждом уезде для управления уездом дворяне избирали земского комиссара. В 1719 г. ландраты были отменены, а земские комиссары остались; государство было поделено на 12 губерний, губернии — на провинции, а провинции — на уезды” [Овсянников Ю. М., Петр Великий. Первый русский император, М., 2001, с. 237].
Реформы в центральном управлении начались лишь с 1711 г. учреждением Сената, который состоял из девяти членов и обер-секретаря как временная комиссия по управлению страной в отсутствие царя, отбывавшего в Прусский поход. В 1722г. для надзора за деятельностью Сената учреждается должность генерал-прокурора.
Итак, во главе всего управления с 1711 г. стоит Сенат — высшее правительственное учреждение, заменившее Боярскую думу и просуществовавшее более 200 лег.
Должность генерал-прокурора должна была, по мысли Петра, связывать верховную власть с центральными органами управления и контролировать Сенат. Генерал-прокурор был посредником между Сенатом и царем, он мог остановить решение Сената; указы Сената получали силу только с его согласия; он следил за исполнением этих указов и руководил канцелярией Сената. Под его прямым руководством действовали и другие члены правительственного надзора: обер-прокуроры и прокуроры при коллегиях и в губерниях. Такая власть генерал-прокурора сделала его самым властным лицом во всей администрации.
“Сенату подчинялись центральные учреждения, известные под названием коллегий; они были учреждены в 1718г. и заменили приказы. Сначала коллегий было девять. Каждая из них имела строго определенный круг обязанностей. Три из них были “главными” (Военная, Адмиралтейская, Чужестранных дел). Три коллегии ведали финансами (Камер-коллегия — доходами. Штатс-коллегия — расходами, Ревизион-коллегия — контролем). Юстиц-коллегия должна была вести надзор за судами, Коммер-коллегия стала ведомством торговли, а Берт- и Maнуфактур-коллегии занимались горнозаводской и фабричной промышленностью. Мелкие приказы превращались в канцелярии и конторы и сохранили прежнюю организацию. В состав коллегии входили 11 членов” [Поляк Г. В., История Отечества, М., 2002, с. 353].
Но степень подчинения коллегий Сенату не была одинаковой. Руководители “первейших” коллегий — Военной, Адмиралтейской и Чужестранных дел — напрямую обращались к царю и были особо доверенными людьми. Таким был граф Ф. А. Головин (1650 – 1706), ближайший сподвижник Петра I, генерал-адмирал и генерал-фельдмаршал, участник Великого посольства в 1697 – 1698 гг., а с 1699 г. — руководитель русской внешней политики.
Большинство сподвижников Петра, вышедшее из старого русского быта, обладало его пороками — частыми были должностные злоупотребления. В западноевропейской культуре им больше всего по вкусу пришлась та ее часть, что, по выражению В. О. Ключевского, — “ласкала чувства и возбуждала аппетит” [Ключевский В. О., Исторические портреты, с. 212].
Многие из видных деятелей были Петром I за это сурово наказаны. Повешен сибирский губернатор князь М. П. Гагарин, публично высечен кнутом петербургский вице-губернатор Я. И. Корсаков, вице-канцлер барон П. П. Шафиров был снят с плахи и отправлен в ссылку, один следователь по делам о казнокрадстве расстрелян.
Реформы городского устройства. Судебные реформы
Городское сословие, состоявшее в XVII в. из сословных людей — купеческих и посадских городских податных обывателей — было немногочисленно. В городском торгово-промышленном классе Петр I видел главный фактор народного богатства.
По аналогам западноевропейских форм городского устройства Петр в начале 1720 г. учредил Главный магистрат, которому поручил ведать городским сословием. В 1721 г. был утвержден регламент, в котором были изложены принципы городского устройства. Города разделились по числу жителей на пять классов, а граждане каждого города — на два основных класса: граждан регулярных и нерегулярных.
Придав городскому сословию стройную организацию, Петр I не только оставил ему все старые льготы, какими пользовались горожане до него, но и ввел новые: регулярные граждане, хотя и сохранили характер тяглового сословия, но были избавлены от обязательной рекрутской повинности. В 1722 г. Петр отменил для горожан и личную службу по казенным надобностям, которая тем была в тягость. Богатые горожане (фабрикаты и заводчики) получили право владеть крепостными крестьянами и землею наравне с дворянством. Дав городскому сословию, ряд привилегий, Петр I внес в городской быт новую организацию, хотя новыми были только формы, так как привилегии городам правительство давало и ранее, во второй половине XVII в.
Хотя изменились внешние формы общественных отношений, но существующий общественный строй остался неизменным: государство сохранило все рычаги административного и экономического влияния. Городское сословие, как и прежде, не играло ведущей роли в развитии народного хозяйства страны.
В 1718г. воеводы были лишены судебных полномочий: во всех провинциях были учреждены суды первой и второй инстанций, а в крупных городах — кассационные суды.
В 1722 г. был образован институт прокуратуры, возглавляемый генерал-прокурором Сената. На эту почетную должность был назначен граф П. И. Ягужинский (1683 – 1736).
Осуществлением административных преобразований было завершено оформление абсолютной монархии в политическом строе России. Неограниченная власть царя была однозначно выражена в Воинском уставе, 20-й артикул которого гласит: “.... его количество есть самовластный монарх, который никому на свое о своих делах ответу дать не должен, но и силу и власть имеет свои государству и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять” [Погасян Е. А., Петр I — архитектор русской истории. СПб, 2001, с. 194].
Духовный регламент подтверждал: “Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам бог повелевает”. Принятие Петром I в 1721 г. титула императора подтверждало, что в России утвердился абсолютизм.
Табель о рангах
В том же духе осуществлялось и реформирование общества: боярство совершенно исчезает, слившись с новым служилым дворянством, для которого устанавливается строгая иерархия в соответствии с “Табелью о рангах”, изданной в январе 1721 г. “Табель о рангах” насчитывала 14 классов (рангов) для гражданских и военных чинов. Высшим гражданским чином был канцлер. Он приравнивался к чину генерала-фельдмаршала и генерала-адмирала. На 14-й ступеньке находились коллежский регистратор (гражданский чин), фендрик (в инфантерии) и корнет (в кавалерии). Военные чипы подразделялись на армейские и флотские.
Этот важный в русской истории документ ставил бюрократические заслуги и выслуги на место аристократических и родословных. В одной из статей, приложенной к Табели пояснялось, что знатность рода сама по себе без службы ничего не значит и не создает человеку никакого положения. Люди знатного происхождения не получали ранг, пока они государю и отечеству заслуг не покажут “и за оные характера и честь и чина” не получат. Потомки русских и иностранцев, зачисленные в первые восемь рангов, причислялись к “лучшему старшему дворянству... хотя б они и низкой породы были”. Таким образом, служба открывала доступ к дворянству для всех.
Военные реформы
В первой четверти XVIII в. происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия, и ликвидируются поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Некоторые виды иррегулярных и полурегулярных войск, таких, как украинское, запорожское, донское, терское, яицкое и сибирское казачество, ландмилиция в Черноземье и слободской Украине, сохраняются, но их роль в составе вооруженных сил страны падает. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский устав (1716 г.) и Морской устав (1720 г.), в разработке которых участвовал Петр I.
“В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне образцов военного кораблестроения того времени. Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами по сравнению с дворянским ополчением, стрелецкими и другими полурегулярными полками России и западноевропейскими армиями, состоявшими из наемников” [Павленко Н. И., Петр Великий, М., 2000, с. 415].
Петр 1 привязал солдата к службе, оторвав его от дома и промысла. Воинская повинность при нем перестала быть повинностью одних дворян, стрелецких и солдатских детей, да “праздных и охотников”. Повинность эта легла теперь на все классы общества, кроме духовенства и граждан, принадлежащих к гильдиям. Дворяне все обязаны были служить бессрочными солдатами и офицерами, кроме немощных и командированных на гражданскую службу. Из числа крестьян и горожан производились рекрутские наборы, которые особенно частым” были в начале Северной войны (1700 – 1721) и давали Петру I большие контингенты рекрутов. В 1715 г. решением Сената была установлена норма наборов: один рекрут с 75 дворов владельческих крестьян и холопов. Такой же была норма и для казенных крестьян и горожан. Рекруты из податных классов в войсках ставились в одинаковое положение с солдатами-дворянами, усваивали одинаковую военную технику, и вся масса служащих людей составляла однородное войско, не уступающее по своим боевым качествам лучшим европейским армиям. Система рекрутских наборов оказалась долговременной, просуществовав без изменений 170 лет — до 1874 г.
Внешняя политика
Отличительной чертой внешней политики России в первую четверть XVIII столетия была ее высокая активность. Войны, которые вел Петр I, были направлены на решение основной общенациональной задачи России — на выход к Балтийскому и Черному морям, что сталкивало ее прежде всего со Швецией и Турцией.
Еще в XV – XVII вв. Россия пыталась овладеть Балтийским побережьем. Ее главным противником была Швеция, территория которой распространялась на Лифляндию, Финляндию и Эстляндию, а также на бывшие русские владения — Ижорские земли и Карелию. Готовясь к войне, Петр I в 1699 г. заключил Союз с Данией, Саксонией и Полыней. В 1700 г. Петр I подписал перемирие с Турцией и объявил войну Швеции (Северная война длилась 21 год). 35-тысячмая русская армия осадила шведскую крепость Нарву. В это время шведы, осадив Копенгаген, заставили Данию выйти из войны. Покончив с Данией, шведы двинулись к Нарве и разгромили русскую армию. Затем Карл XII, посчитав, что с Россией покончено, ринулся в Польшу, чтобы разгромить и третьего союзника — польского короля Августа II. Петр I, воспользовавшись передышкой, приступил к укреплению армии и строительству флота. С 1702 г. военная инициатива переходит в руки Петра I. В 1702 – 1703 гг. русские взяли крепости Нотебург и Ниеншанц, овладев берегами Невы. В 1703 г. они отбили Ям и Копорье, в 1704 г. — Дернт (Тарту), Ивангород и Нарву. Россия, получив доступ к морю, предложила шведам мир, но шведы отказались. Шведские войска захватили Варшаву. Польский сейм низложил Августа II и избрал королем Станислава I Лещинского. В 1704 – 1706 гг. шведы нанесли ряд поражений саксонским, польским и русским войскам и вынудили Польшу выйти из войны (Альтранштедтский договор 1706 г.).
“Россия осталась один на один со Швецией, поиски союзников ни к чему не привели. Шведы предприняли попытку отбить Ижорские земли, но потерпели неудачу. Основные силы Карл XII сосредоточил на Украине, он предполагал двинуть их на Москву. Здесь к нему присоединились войска украинского гетмана Мазепы. 6 мая 1709 г. шведы осадили Полтаву, 8 июля произошло Полтавское сражение, шведская армия была разгромлена. Наступил перелом в войне. Возобновился Северный союз (с Данией и Саксонией), к которому присоединилась Пруссия. 31 марта 1710 г. Россия и Швеция подписали в Гааге обязательство не вести военных действий в шведских владениях в Германии, на этом настаивали Англия и Голландия. В этом же году были заняты Лифляндия и Эстония, русские войска овладели Выборгом, Кексгольмом и Вильманстрандом — выход из Финского залива был свободен” [История России, Ч.1. под ред. В. П. Дмитриева, М., 1994, с. 288]. В 1712 – 1714 гг. союзники России при ее поддержке одержали ряд побед на европейском театре военных действий. В 1713 – 1714 гг. Россия оккупировала часть территории Финляндии, 5 – 7 августа 1714 г. русский галерный флот разбил шведский у мыса Гангут и двинулся на Або. В июле 1717 г. был высажен русский десант на остров Голианд. На суше русская армия достигла Лу-лео. В августе 1717 г. Франция отказалась от союза со Швецией. Россия перенесла военные действия на территорию Швеции, людские и финансовые ресурсы которой были истощены. В янаре 1720 г. Швеция заключила союз с Англией и мир с Пруссией, а в июне — с Данией. В мае 1720 г. в Балтийское море вошла ашдийская эскадра, но ее попытки напасть на Ревель были безрезультатны. 7 августа 1721 г. в Гренгамском бою русский флот одержал победу. 30 сентября в Ништадте был подписан мирный договор. Россия получила Лифляндию, Эстляндию. Ижорские земли, часть Карелии и Моонзундские острова. Швеции была возвращена Финляндия и уплачена компенсация за приобретение территории. Таким образом, балтийский вопрос был решен в пользу России, Петр I прорубил “окно в Европу”, что имело необратимые последствия для истории России. Отныне она становилась морской державой, активной и полноправной участницей европейской политики.
Заключение
Первая четверть XVIII в. приходится на Петровский период истории России. Реформы Петра I — ведущая страница отечественной истории XVIII в. “Нашей революцией в начале XVIII в.”, которая “была необходимым следствием предшествовавшей нашей истории”, назвал реформы Петра Великого русский историк С. М. Соловьев.
Реформы проводились в течение всего правления Петра I. Нередко случалось так, что новые соображения и предписания упраздняли недавно созданное и не выдержавшее проверки временем. Не было и специального плана проведения реформ.
Шло строительство заводов. Наибольшие сдвиги произошли в области промышленности. К концу XVII в. в стране насчитывалось около 30 мануфактур. В годы петровского правления их стало более 100. Наряду с Москвой и прилегающими к ней губерниями Нечерноземного центра складывались два новых промышленных района: Урал и Петербург, значение которых быстро возрастало.
Особенно быстрыми темпами развивалась металлургия. К середине XVIII в. Россия выплавляла чугуна в полтора раза больше, чем Англия, и заняла ведущее место по производству металла. Наряду с существовавшими еще в XVII в. заводами в районе Тулы, Каширы и Калуги возникли металлургические мануфактуры в Карелии (Петрозаводск и др.), поблизости с театром военных действий, а затем и на Урале. К середине XVIII в. 61 завод из 75 действовал на Урале. Крупнейшими в мире металлургическими заводами стали Невьянский, Каменский (Каменск-Уральский), Нижне-Тагильский, Екатеринбургский. Производство металла позволило создать, кроме Тульского, оружейные заводы в Сестрорецке (близ Петербурга) и в Олонецком крае (Карелия). В 1719 г. была опубликована Берг-привилегия (указ Петра). Она позволяла всем жителям России заниматься поисками полезных ископаемых и с разрешения Берг-коллегии основывать заводы, т. е. “провозглашала горную свободу”.
Библиографический список
История России, Ч.1. под ред. В. П. Дмитриева, М., 1994.
Ключевский В. О., Исторические портреты, М., 1997.
Овсянников Ю. М., Петр Великий, Первый русский император, М., 2001.
Орлов А. С., История Отечества, М., 1997.
Павленко Н. И., Петр Великий, М., 2000.
Погасян Е. А., Петр I — архитектор русской истории, СПб, 2001.
Поляк Г. В., История Отечества, М., 2002.
[/sms]