Реферат: Андрей Боголюбский и архитектура Владимиро-суздальского княжества
[sms]Сердце его сына Андрея всецело принадлежало родному Владимиро-Суздальскому княжеству. Незадолго до смерти отца он самовольно ушёл туда из Киевской земли, забрав с собой чудотворную икону Богоматери ту, которая потом прославилась на Руси под именем Владимирской. Предание гласит, что кони, вёзшие повозку с иконой, остановились в двенадцати верстах от Владимира, и их не удалось сдвинуть с места. Это было истолковано, как нежелание Богоматери отправляться в Ростов; Андрей решил сделать столицей унаследованного им княжества не Ростов и не Суздаль оплоты местной знати, а молодой город Владимир. Под Владимиром, на месте остановки, Андрей основал город-замок, названный Боголюбово, а сам князь стал именоваться - Боголюбским.
Размах строительства, предпринятого Андреем, не может не удивлять: за восемь лет его правления в княжестве, которое стало называться Владимиро-Суздальским, было возведено больше каменных зданий, чем за тридцать два года правления Юрия Долгорукого. Но главное - даже не масштаб, а новая направленность деятельности энергичного князя.
Андрей не пожелал владеть Киевом: в 1169 году князь отдал его своему племяннику - двенадцатилетнему отроку, младшему в роду. Впервые в русской истории киевский престол был поставлен ниже другого. Князь Андрей мечтал превратить Владимир в новый Киев, который не уступал бы прославленному образцу.
Андрей Боголюбский уподоблял Владимир Киеву, чтобы противопоставить его древней столице Руси.
Новый владимирский Успенский собор (1158 - 1160 гг.), заложенный Андреем, высотой превосходил все соборы Святой Софии на Руси и киевский, и новгородский, и полоцкий. По площади храм Андрея Боголюбского был значительно меньше Софии Киевской, но обладал поразительной лёгкостью и стройностью. Стены и столбы стали тоньше, чем в постройках Юрия Долгорукого; вместо как бы растекающихся по стене выступов-лопаток появились плоские четырёхгранные полуколонны пилястры. Наложенные на них тонкие полуколонки, словно на глазах, растущие вверх, заканчивались изящными лиственными капителями. Незамысловатые арочки преобразились в красивый пояс из колонок, свисающих подобно бахроме. Между колонками, очевидно позолоченными, были написаны изображения святых. Сверкали золочёной медью также порталы, глава и несущий её барабан. Весь облик собора стал совершенно другим: не суровый воин заказал возвести эту постройку, а рачительный хозяин и утончённый ценитель искусства.
Княжеская церковь Рождества Богородицы в Боголюбовском замке (1158 - 1165 гг.), куда князь Андрей любил водить почётных гостей. едва ли уступала по роскоши собору во Владимире. Такой церковью, "всею добродетелью церковной исполненной, измечтанной всею хитростию", можно было гордиться. Её купол несли не столбы, а круглые колонны, которые завершались пышными золочеными капителями, напоминавшими короны; стены пестрели фресками, а полы сверкали начищенными плитами красной меди. Внутри было светло и просторно; высоко возносились хоры, где во время службы стоял князь со своей свитой. Над белокаменной крепостной стеной издалека были видны золотая глава Рождественской церкви и две высокие лестничные башни двухэтажного белокаменного дворца.
Храмы Юрия Долгорукого выглядели как крепости, а у Андрея Боголюбского и крепость походила на дворец. Нарядно украшенный фасад с тройными окнами, с бахромой висячих колонок более подходил парадной резиденции, чем зданию, рассчитанному на осаду. Площадь перед дворцом была вымощена камнем: на такой площади не стыдно было бы принять и самого германского императора Фридриха Барбароссу, который, по преданию, в знак уважения и дружбы прислал Андрею своих мастеров. Под белокаменной сенью стояла большая водосвятная чаша. Говорили, что в эту чашу Андрей щедрой рукой насыпал деньги для раздачи работникам. Князь чувствовал себя "самовластцем" в своём княжестве и не видел нужды хорониться за грозными стенами мрачных крепостей.
В конце XVII века ещё был цел древний дворцовый собор Рождества Богоматери построенный в Боголюбове подле дворца. К сожалению, игумен Ипполит пожелал большей освещённости собора, по его велению проломили в стенах большие окна, Стены не выдержали нагрузки и в 1722 году рухнули. Сохранилась лишь часть северной стены, которую удержал примыкавший к ней древний переход, связанный с лестничной башней. Эта лестничная башня сохранилась до сих пор, так почиталась в память Андрея Боголюбского, как место его убиения. Современник князя Андрея - вышгородский священник Микула с изумлением писал о красоте и драгоценном убранстве храма. А через шесть веков игумен Аристарх отметил, что собор был в точности похож на храм Покрова на Нерли. Боголюбовский замок был вторым после Владимира центром политической жизни времени Андрея Боголюбского. Сюда, в княжескую резиденцию, шли послы из соседних земель и зарубежья, здесь решались вопросы войны и мира и судьбы Владимирской земли и всей Руси. [/sms]