Реферат: Дивный Иерусалим в Москве
построенная в 1529 году. Интересен план этой церкви.
В середине здесь восьмигранник, с четырьмя башнями по углам. Башни эти соединяются наружными стенами так, что между ними образуются три галерейки. Каждая галерея имеет по середине вход, а по бокам дверей открытые пролеты вроде окон. Средняя башня заканчивается с востока полукруглым выступом алтаря. Внутренность церкви не имеет никакой особенной отделки; стены ее выбелены; но снаружи они расписаны красками.
[sms]Средняя башня сильно возвышается над угловыми, и имеет вид восьмиугольника, заканчивающегося карнизом, на котором стоят два ряда кокошников и ряд фронтонов, упирающихся в другой ряд промежуточных небольших кокошников. Внутри сделан переход при помощи арочного карниза. Переход этот заимствован из средневековой крепостной архитектуры и занесен к нам итальянцами, которые применяли его во многих местах в Московском кремле и в Китай-городе. Русские мастера воспользовались им и остроумно применяли внутри то, что у итальянцев было снаружи. Над кокошниками идет второй меньший восьмигранник, украшенный квадратными углублениями. На каждом углу этого восьмигранника стоит по полукруглому выступу с нишей внутри; выступы эти примыкают к круглому цилиндру, который сверху заканчивается сильным карнизом с невысокой главкой имеющей острое повышение, на котором - яблоко с крестом. Угловая башня тоже состоит из двух восьмигранников: большого нижнего и верхнего поменьше. Между ними идут три ряда кокошников. Подклети эта церковь не имеет.
Таким образом, и план, и фасад этой церкви, несомненно, ведут свое начало от наших башенных деревянных церквей, но, вместе с тем, представляют некоторые формы крайне оригинальные, как, например, шею средней главы и ее покрытие.
Образуя и сама вполне своеобразную группу, Дьяковская церковь послужила прототипом для памятника еще более своеобразного, который, может считаться типичным главнейшим и славным представителем нашей храмовой архитектуры, - для Покровского собора в Москве, известного более под именем храма Василия Блаженного.
Один из немецких путешественников, приезжавший в Россию в 1840-1841 годах, Блазиус, говорил, что храм Василия Блаженного самый диковинный из всех находящихся в России, что для русского зодчества он имеет почти такое же значение, как Кельнский собор - для древнегерманского. Интересно описание такого русско-народного храма в восприятии немецкого путешественника. Так, по словам Блазиуса - храм состоит из девяти глав и, представляет собой целое собрание церквей, целая группа, в которой и все вместе, и каждая часть в отдельности представляют нечто целое. "Вместо запутанного, нестройного лабиринта, заключает он, - это ультра национальное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность".
Иностранные путешественники семнадцатого века чаще называли Храм Василия Блаженного - Иерусалимом, говоря, что так он прозывался в то время и в народе. По мысли И.Е. Забелина потому, что в конце шестнадцатого и в семнадцатом столетиях там совершался крестный ход с известным "шествием на осляти",
изображавшим вход Господень в Иерусалим.
Те же иностранцы рассказывают предание, что строитель храма, как только окончил здание, по приказу тирана (Ивана Грозного), был ослеплен с тою целью, чтобы не мог выстроить, ещё другой подобной церкви. Конечно, это было не более, как басня, но она, в свою очередь, еще раз обнаруживает все то же удивление перед своеобразною красотой памятника.
Русские же летописцы, современники постройки собора, говорят про него, что "поставлен был храм каменный преудивлен, различными образцы и многими переводы, на одном основании девять престолов. Таким образом, сами русские дивились постройке, но совсем иначе. Слово "перевод", означало снимок, точную копию с какого либо образца. Так что храм этот представлялся им собранием точных копий с нескольких храмов, уже существующих в то время.
Он казался им "преудивленным" именно только в своей группе, составленной из девяти особых храмов, воздвигнутых в одном основании.
На своем веку Покровский собор претерпел много значительных перемен. Сравнивая его настоящий вид с древнем изображением 1634 года, мы заметим, что средний шатер был окружен тогда маленькими главками, которых теперь не существует.
Галерея была каменная, а не деревянная; впереди справа стоял небольшой придел, в виде круглой башенки с полукруглыми пристройками, очень напоминающими собою отделку средней главы Дьяковской церкви. Четыре угловых башни тоже значительно изменены в своих верхних частях. Крыльца шатров не имели.
Но, кроме того, мы имеем летописные данные о пристройке двух приделов во имя: Василия Блаженного, при царе Феодоре Иоанновиче, и Рождества Богородицы, в 1680 году.
Крыт собор раньше был черепицей, которая только в 1772 году заменена была железом.
Внутренность церкви украшена лепной работой в стиле рококо только в 1773 году. Окна до 1767 года были слюдяные.
Главная башня собора поднимается над всеми остальными.
Кроме того, обходя храм со всех сторон, мы постоянно видим характерный для русского искусства баланс всех его частей - гармонию. С любой точки мы видим отдельные купола строго подчиненные единому целому. [/sms]