Реферат: Дмитриевский собор Владимиро-Суздальской земли
В 1183, 1186 и 1205 осуществил походы на волжских булгар и мордву. Сумел прекратить соперничество Мономаховичей с черниговскими Ольговичами. Он не только помирился с ними, но и скрепил этот мир брачным союзом своего сына Юрия с дочерью Всеволода Чермного.
[sms]Во время его правления в 1185 году во Владимире случился большой пожар, повредивший Успенский собор Андрея Боголюбского. Князь Всеволод Юрьевич велел обстроить старый храм широкими галереями, заключив его в огромный каменный футляр (1185 - 1193 гг.). Стены андреевского собора частично разобрали, превратив их в столбы новой постройки, а над галереями возвели ещё четыре главы. Таким образом, собор стал пятиглавым и как бы ступенчатым: выше галерей, служивших усыпальницей владимирских князей и епископов, были видны своды центральной части, над боковыми куполами господствовала центральная могучая глава. Если собор Андрея высился над обрывом берега Клязьмы как прекрасное видение, то собор Всеволода напоминал могучий уступ горы. Он словно собирал вокруг себя растущий город, венчал его собой и осенял покровительством Богородицы. Близ нового княжеского двора, князь решил поставить храм в честь своего покровителя Святого Дмитрия Солунского (1193 - 1197 гг.), так как Всеволод носил христианское имя Дмитрий. Из далёкой Солуни, византийского города Фессалоники, принесли доску от гроба этого святого воина, ревностного защитника своего града. И на этой доске написали храмовую икону Дмитриевского собора (накануне Куликовской битвы в 1380 году - Дмитрий Донской перенёс святыню в Успенский собор Московского Кремля).
Этот храм, построенный князем Всеволодом Большое Гнездо не так строен, как церкви Андрея Боголюбского, но и не так приземист, как храмы его отца: он кажется золотой серединой между ними.
В этом храме применены те же пластические средства, что в в Покровах на Нерли, но несколько изменены пропорции и обильно использована каменная резьба, сплошь заполняющая верхние участки прясел и поверхность барабана. Образ здания приобрел новые черты величия, богатства и праздничного великолепия в рамках той же тектонической системы. Скульптурность здания сочетается с логичностью композиции декора: в нем преобладает мотив аркатуры, развивающий основную тему арочно-стоечных членений фасадов. Пришедший из романского зодчества, этот мотив получил во владимирских храмах самобытную разработку.
Первоначально его обходили торжественные галереи, а у западного фасада высились две могучие лестничные башни (к сожалению, во времена Николая I приняли их за более поздние постройки и разобрали). А вот по богатству резного убранства Дмитриевский собор он превосходит всё, что строилось до него не только во Владимирском княжестве, но, пожалуй, и во всей Руси. Вся верхняя часть стен храма, начиная со ставшего характерным для владимиро-суздальского зодчества аркатурно-колончатого пояса, покрыта разнообразной резьбой. Её можно рассматривать часами как своеобразную энциклопедию: ангелы, птицы, звери, фантастические существа и растения сплошь покрывают стены между многослойными лопатками. Под арочками колончатого пояса стоят многочисленные святые, а в полях закомар расположены сюжетные сцены. Здесь нашлось место для сюжета "Вознесение Александра Македонского", а на другом фасаде появился совсем неожиданно для русской традиции портрет самого Всеволода с сыновьями; новорождённого сына князь держит на руках. Выбор этих сюжетов продиктован назначением собора княжеского домового храма, а также желанием возвеличить его могущественного заказчика.
Гораздо менее понятна тематика сюжетов богатой каменной резьбы. Выдающийся исследователь владимиро-суздальского зодчества Н.Н.Воронин подсчитал, что разные звери на резьбе храма изображены двести сорок три раза, птицы около двухсот пятидесяти раз, а львы сто двадцать пять раз. С ними соседствуют полуфигуры святых и всадники, а господствует над всем трижды повторённая (на разных фасадах) фигура библейского песнопевца. Может быть, мастера хотели изобразить весь существующий мир, все живые творения прислушивающимися к Божественному слову? "Всякое дыхание да хвалит Господа" так сказано в одном из псалмов Давида. А может, их вдохновил описанный в Библии образ Соломонова храма, который считался непревзойдённой вершиной зодчества всех времён? Во всяком случае, статно стоит на круче берега реки Клязьмы - белокаменный резной чудо храм - второго такого нет на Руси. [/sms]