Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Софья Алексеевна Романова (1657-1704)
До тех пор женщины царского рода были обречены на полное и абсолютное затворничество. Они шагу не могли ступить не только за пределы дворца, но и в самом дворце. На каждый выход из своих покоев - в церковь ли, в сад - они должны были получать разрешение самого царя, а его по пустякам не беспокоили. Сама царица не могла проехать по Москве в открытом возке: только в закрытой повозке с опущенными занавесками. А уж царские дочери и вовсе были пленницами. Помимо царя и царицы за ними зорко следили тетки - незамужние сестры царя.
Выйти замуж для них было невыполнимой задачей. Русские женихи их были не достойны, а иностранцы исповедовали другие веры. Софья не желала такой участи. Стать монахиней для Софьи означало загубить ум и не воплотить заветную мечту стать царицей.
Софья рано лишилась матери. Почти все время уделяла чтению и учебе. Делала она это вместе со своими родными братьями, но если Федор и Иван в науках, мягко говоря, не преуспевали, то их сестра почерпнула от своих наставников все, что они могли ей дать. Ее учитель, знаменитый Симеон Полоцкий, приставленный к наследнику престола Федору, был весьма доволен успехами царевны. Софья знала латынь, польский, разбиралась в богословских вопросах, интересовалась историей. И это при том, что абсолютное большинство женщин в то время были просто неграмотны! Монотонная жизнь за пяльцами под пересуды и сплетни сенных девушек была ей ненавистна. Ее бесили мелкие интриги женской половины дворцовых палат. Душа ее требовала деятельности и борьбы.
Через иностранцев - командиров Бутырского полка, бывших в родстве с западноевропейской знатью, Софья с помощью своих родственников Милославских надеялась в одном из небольших княжеств Германии найти себе владетельного супруга. Однако Алексей Михайлович отклонил все предложения. Он считал, что такой брак сделает Россию политически зависимой.
Софье оставалось только одно: в своей стране стать царицей.
Она понимала, что этой своей цели она сможет добиться почти сразу же после смерти отца. Больной Федор, слабоумный Иоанн и полностью подчиненные ей сестры никак не могли ей помешать войти на престол.
После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. брат Федор правил недолго, скончался в 1682 г., не оставив наследника. Смерть Федора открывала перед умной царевной путь к трону. Мешал ей лишь Петр, сын второй супруги Алексея Михайловича Натальи Кирилловны, но он был еще мал. Однако бояре, зная о слабоумии Ивана, избрали Петра.
Между двумя боярскими родами - Милославскими (родственниками первой жены Алексея Михайловича) и Нарышкиными (родственниками второй жены царя), разгорелась борьба за власть. Софье трудно было оспорить законность царствования Петра. Царевна, которой не исполнилось к тому времени и двадцати пяти лет, решилась на крайний шаг: при содействии своих родственников Милославских подбила стрельцов на вооруженный бунт. Сделать это было нетрудно, поскольку стрельцы жили в нищете и нуждались в самом необходимом, да к тому же недолюбливали Нарышкиных и Матвеевых, главную опору юного Петра.
Софья сосредоточила в своих руках грозную и грубую силу. Но добиться того, ради чего был устроен бунт, не смогла. Петр, как и раньше, находился на престоле.
Стрельцы подали боярам челобитную, в которой говорилось о малых годах обоих царей, и что правление государством должно быть вручено царевне Софье Алексеевне. Бояре, еще помнившие прошедший бунт, передали правление Софье по малолетству государей.
Софья прежде всего обуздала слишком амбициозных бояр, возомнивших себя истинными правителями России. Самый главный среди них - князь Иван Хованский, назначенный Софьей главой Стрелецкого приказа, со своим старшим сыном Андреем - главой Судного приказа, повели себя излишне независимо, вплоть до прямой дерзости. Да еще на свою беду князь Иван решил женить князя Андрея на одной из сестер Софьи, Екатерине, которая питала к молодому Хованскому явную слабость.
Правительница отлично разбиралась во всех пружинах дворцовых интриг и видела, что брак с царевной позволит Хованским претендовать на престол, в то время достаточно шаткий. Знатный род, громкая фамилия, гатство, «ключевые», как теперь сказали бы, должности да еще предполагаемое родство с царской фамилией! Вполне достаточно для осуществления самых смелых замыслов. Софья не зря изучала историю, она помнила, что во времена Смуты князю Шуйскому понадобилось куда меньше оснований, чтобы захватить, пусть и ненадолго, российский престол. Она не желала рисковать.
Правительница повелела арестовать обоих князей Хованских и отрубить им головы, что и было исполнено в день ангела царевны. Царь Петр в это время безмятежно резвился в подмосковном селе Преображенском. Не будь его старшая сестра столь прозорлива, решительна и жестока, династия Романовых могла пресечься еще тогда, в 1682 г.
Софья активно занималась государственными делами. При ней были ужесточены меры против бродяжничества, бывшего тогда подлинным бичом России. По ее требованию впервые была произведена всероссийская перепись населения. По ее указу было упразднено местничество, которое позволяло боярам и другим знатным людям получать высокие и доходные места не по личным заслугам, а исключительно в силу происхождения и родственных связей.
Софья уничтожила существовавшие до того времени таможенные барьеры между Россией и Украиной, что немало особствовало экономическому развитию этих двух частей Российского государства. Таким образом, начало реформам Петра Великого было положено его сестрой.
При Софье главными деятелями были боярин князь В. В. Голицын и думный дьяк Шакловитый. Первый был начальником Посольского приказа, главным правительственным деятелем во внешних сношениях Москвы и во внутреннем управлении. Второй был начальником стрелецкого войска и главным стражем интересов Софьи, сберегателем господствовавшей партии.
Шакловитый был верным слугой Софьи, а Голицын не только служил царевне, но и был ее возлюбленным.
Главной заботой Голицына была дипломатическая деятельность. Его победой в этой области был мир с Польшей 1686 г., по которому Польша навеки уступала Москве все, что было завоевано в XVII в., в том числе и Киев. Но по этому миру Москва должна была начать войну с Турцией и Крымом, ей подчиненным. Решено было идти походом на Крым. Поневоле принял Голицын начальство над войсками и совершил два похода на Крым (1687-1689). Оба они были неудачны. Не имея военных способностей, Голицын не мог справиться с трудностями степных походов, потерял много людей, возбудил ропот войска и навлек от Петра обвинение в нерадении.
Эти два трагических похода многое решили. Народ предпочитал видеть на троне царя, а не царевну: «Полно государыне народ-то мутить, пора в монастырь».
Осенью 1689 г., за несколько дней до именин Софью привезли в Новодевичий монастырь, где она провела почти 10 лет, не принимая пострига. Соратники царевны все до единого поплатились жизнью за то, что осмелились принять когда-то ее сторону. Но это, как оказалось, было только началом кровавой драмы.
Семь лет спустя скончался болезненный и слабоумный царь Иван.
Кончилось двоецарствие. Петр покорил Азов, довершив так неудачно начатое князем Голицыным дело, и уехал в Европу учиться. Стрельцы воспользовались этим, чтобы учинить новый бунт и посадить на царство Софью. Правда, никто из них под страшными пытками не подтвердил личного участия царевны. Более тысячи стрельцов были казнены, 195 из них Петр приказал повесить перед окнами сестры в Новодевичьем монастыре. Тела казненных провисели всю зиму для острастки. Софья вскоре была пострижена в монахини под именем Сусанны и прожила в монастыре еще пять лет под строжайшим надзором. Умерла она, не дожив до сорока семи лет. И была забыта почти сразу после погребения. Если же впоследствии о ней и вспоминали историки, то лишь как об «интриганке», едва не загубившей благородное дело Петра.
Как считал историк Ключевский, она «властолюбию пожертвовала совестью, а темпераменту - стыдом». Но когда политика сочеталась с нравственностью и кто из власть имущих жертвовал темпераментом во имя стыда?
08 окт 2008, 11:36
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.