Раиса Степановна Стручкова (род. в 1925) - замечательная русская балерина, входящая «в число «трех граций» нашего балета законной единицей» - как писал о балерине знаменитый балетмейстер Касьян Голейзовский. Восхищение зрителей вызывала ее филигранная техника: воздушные прыжки королевы лебедей, поэтичные линии арабесков мечтательной Марии, стремительные пируэты принцессы Авроры.
Раиса Стручкова всю жизнь была дублершей спектаклей Улановой, за границей часто выходила на сцену после ула-новских успехов - и получала рецензии: «Великая балерина в своем собственном праве».
Ее Мирандолина в «Трактирщице» по пьесе «Хозяйка гостиницы» - роль, подготовленная за 6 дней. В газетах писали о «роскошной субретке», созданной из темпераментного кокетства, уязвленного самолюбия и хозяйственной сметки. Один из друзей Стручковой после дебюта подарил ей книгу пьес Голь-дони с надписью: «Благодарю за исполнение Мирандолины. Карло Гольдони».
Галина Уланова назвала ее Золушку «подлинным праздником не только для зрителей, но и для нас, товарищей по профессии». Английский критик писал о необыкновенном обаянии, американский - об «остроумии тела», писатель Джеймс Олдридж - об эмоциональной сложности ее ролей. Английские шекспироведы называли ее «абсолютной Джульеттой», ирландские газеты - «самой прекрасной балериной мира». И далеко не каждая прима может прочесть о себе: «Теплота - это то качество, которое никак нельзя симулировать. Его нужно иметь».
Вся творческая жизнь Раисы Стручковой проходила в балете Большого театра.
Один из лучших балетов Раисы Стручковой - «Золушка», по этому спектаклю был снят фильм-балет. Получила она эту роль, как часто бывает, совершенно случайно. Золушку танцевали Уланова, Лепешинская и Семенова. Но, вспоминает Раиса Степановна, «когда проходила репетиция, никого из «золушек» не было. Балетмейстер предложил мне попробовать, все равно репетировать было не с кем. Все партии я знала наизусть, но все равно очень волновалась. А после репетиции он сказал: «Не плохо, эту девчонку надо готовить к Золушке». Но самое трудное было впереди. Сначала я должна была держать экзамен перед всей труппой. Теперь этого правила, к сожалению, нет. У зеркала сидели педагоги, по бокам стояли актеры. Это не премьера, это гораздо сложней. Если ты получил «добро» от своих преподавателей, то это наивысшая награда. Экзамен я выдержала под гром аплодисментов.
И когда я танцевала спектакль в первый раз, помню, что очень волновалась. После его окончания ко мне пришли все артисты. Пришли Лепешинская и Семенова, а Уланова мне сказала: «Стручок, я хотела бы подарить тебе хрустальные башмачки, но у меня их нет. Я тебе просто дарю туфельки, в которых ты могла бы ходить». С девяти лет Раиса Стручкова работала с одним педагогом - балериной императорских театров Елизаветой Павловной Гердт.
«Я жила уроками Елизаветы Павловны, меня всегда все интересовало и я схватывала все на лету. Именно наш выпуск влился в ряды Большого театра. Я помню наш выпускной вечер: мы стояли у раскрытого окна, шел страшнейший ливень, была гроза, сверкали молнии. К нам подошел Юрий Алексеевич Бахрушин, наш преподаватель. Как он много нам дал! Водил по всей Москве и рассказывал об архитектуре, о живописи, обращал наше внимание на темы для самообразования. Он старался это все вложить в наши души. И тогда, у открытого окна, он нам сказал: «Ребята, дорогие, вы видите, как вас встречает природа, она дает салют в вашу честь». Этот мистический салют природы я всю жизнь пыталась оправдать...»
«...Я танцевала с такими блистательными артистами, как Осаф Мессерер, Алексей Ермолаев, Сергей Корин. И рядом всегда была Елизавета Павловна, которая смотрела каждую мою репетицию. С возрастом ей стало трудно со мной заниматься, и я свои роли готовила с великолепным мастером Тамарой Никитиной. Но все равно последнее слово всегда было за Елизаветой Павловной. И вот так, на протяжении всей моей жизни я была рядом с ней. Елизавета Павловна была для меня не только педагогом, но и очень близким человеком». Сейчас она сама пестует юных балерин. Раиса Стручкова всегда верна своим привязанностям: с первых шагов Нины Ананиашвили в Большом театре и по сей день Стручкова - ее наставник. То же в личной жизни - многолетний счастливый брак с танцовщиком ГАБТа Александром Лапаури (они понравились друг другу еще в детстве, когда учились в одном школьном классе) - поистине «роман века».
«Так продолжается моя жизнь-и продолжается она в моих учениках, в их новых спектаклях. А во мне живет та жизнь, которую мне дала великая Гердт и все балетмейстеры, с которыми я работала: это Захаров, Вайнонен Галейзовский, Якобсон, Лавровский. Я живу Большим театром, стараюсь идти с ним в ногу и помогать тем, кто ко мне приходит...»