Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Людмила Васильевна Целиковская (1919-1992)
Первая же роль в фильме «Антон Иванович сердится» (1941) сделала ее настоящей кинозвездой. «Какая живая партнерша мне досталась!» - восхищался Павел Кадочников, герой-любовник тогдашнего кино. Фильм имел огромный успех у зрителей. Роль Симочки в этом фильме положила начало работам Целиковской над созданием образов лирических героинь.За Симочкой вскоре последовали другие роли в комедиях «Сердца четырех» (1941), «Воздушный извозчик» (1943), «Близнецы» (1945), «Беспокойное хозяйство» (1946).
Во время войны театр им. Евгения Вахтангова эвакуировали в Алма-Ату. Там она снялась у гениального Сергея Эйзенштейна в фильме «Иван Грозный». Она честно сидела за историческими книжками, трепетно слушала Эйзенштейна, который увидел в жизнерадостных, беззаботных, слегка кокетливых и наивных героинях Целиковской черты будущей «царихи», - такое прозвище получила на съемочной площадке Людмила Целиковская. Так и называл ее впоследствии муж, известнейший актер Михаил Жаров, игравший в фильме Малюту Скуратова. Она полностью подчинилась воле режиссера, старательно и точно воспроизводя заданный рисунок образа. Эйзенштейн очень серьезно работал с актерами над достоверностью деталей. «Не старайся играть «царицу». Она ведь просто девчонка, которая попала в золотую клетку, она любит, как и ты, бегать по саду, ловить бабочек и собирать цветы, а ей по ритуалу надо сидеть у окошка и терпеливо ждать своего господина», - объяснял он. Сталин наградил авторов фильма премиями, а Целиковскую из списка вычеркнул со словами: «Таких цариц не бывает». Однако картины, в которых снималась Людмила Целиковская, получили широкое признание.
В 1945 г. она вернулась в Театр им Е. Вахтангова. Сорок с лишним лет Целиковская играла на этой сцене. Каких только комедийных и драматических ролей в спектаклях ей не поручали: «Мадемуазель Нитуш», «Последние» по Горькому, Аглая в «Идиоте», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Беатриче в знаменитой симоновской постановке «Много шума из ничего». Эту роль она исполнила 700 раз, и ее сохранил фильм-спектакль 1956 г.
Во время съемок фильма «Воздушный извозчик» Целиковская влюбилсь в замечательного артиста Михаила Жарова. С Жаровым они прожили счастливо пять лет, но у них не было детей, а Людмила Целиковская, которой уже было под 30, очень хотела ребенка. Так что к моменту знакомства с главным архитектором Москвы Каро Алабяном их брак, можно сказать, был на исходе. Жаров страдал, был сильно обижен, но понимал Людмилу. Каро Алабян был старше Целиковской на 22 года. Художник и архитектор, отличный певец, заядлый театрал, он дружил с Рубеном Симоновым, тогда еще простым артистом Театра Вахтангова, который и представил ему Целиковскую. Она вспоминала, что уже при следующей встрече Алабян взял ее руку, внимательно рассмотрел линии на ладони и улыбнулся: «А знаете, вы будете моей женой». Больше они уже не расставались. В этом было что-то мистическое - любимый муж Людмилы Целиковской - Каро Алабян - был как две капли похож на дорогого ей человека - отца, Василия Васильевича Целиковского.
Яркая красота Целиковской настораживала партийных бонз: она казалась почти неприличной, легкомысленной. Долгие годы актриса не снималась в кино. Одним из лучших фильмов, где она снялась в главной роли, был фильм «Попрыгунья». Ее Ольга Ивановна, глуповатая и очаровательная, несмотря на свою ограниченность, заставила зрителя любить себя. За эту роль Целиковская получила «Серебряного Льва» на Венецианском кинофестивале и возможность объездить полмира. Ворох восторженных рецензий, пачки писем от зрителей, - казалось после «Попрыгуньи» Целиковская вновь вернется в большое кино. Но следующую четверть века ее никто не приглашал сниматься. В 1959 г. Алабян умер от рака легких.
Целиковскую тогда поддержали Микоян и Любимов. Юрий Петрович был в нее влюблен еще со времени совместной учебы в Щукинском училище, и очень скоро они стали жить вместе. Она была увлечена Юрием Любимовым и его идеей нового театра. Целиковская первой прочитала брехтовского «Доброго человека из Сезуана», по которому Любимов поставил свой самый первый и самый великий спектакль.
Именно она сочинила сценарий одного из лучших спектаклей театра на Таганке «Товарищ, верь!» И только она зазывала на первые представления своих влиятельных друзей - Анастаса Микояна, Константина Симонова - и добивалась того, чтобы Любимов получил свой театр. Когда же театр на Таганке заработал в полную силу, Целиковская, не раздумывая, являлась в высокие кабинеты и лестью, хитростью отстаивала «антисоветские» спектакли Любимова.
Ее можно смело назвать ангелом-хранителем Любимова. Она следила за устроенностью быта мужа, оберегала его от наскоков идеологических чиновников и помогала творчески, сочиняя инсценировки, которые скромно называла «болванками». Из них потом вырастали некоторые спектакли (например, по повестям Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» и Федора Абрамова «Деревянные кони»).
Театральный критик Борис Поюровский называл Людмилу Васильевну «локомотивом и мозговым центром Театра на Таганке». «Театр на Таганке создавался на квартире Целиковской, - уверяла актриса Людмила Максакова. - Она была его душой и очень отважным человеком...»
Два десятилетия, прожитых совместно с этими двумя талантливыми людьми, - это годы творческих открытий, становления и расцвета Театра на Таганке, который создавался не только на сцене, но и в квартире Целиковской, где почти ежедневно собирались писатели, режиссеры, актеры, ученые, к ней приходили самые выдающиеся люди, и под шампанское и пироги Люсиной мамы рождался неповторимый репертуар. За Целиковской все, знавшие ее, признавали недюжинный ум, замечали постоянное стремление к самообразованию, творческому осмыслению прочитанного и увиденного.
...Двадцать семь спектаклей увидели свет в Театре на Таганке за время совместной супружеской жизни Любимова и Целиковской. И в каждый из них вложена частичка души Людмилы Васильевны.
Брак с Любимовым подпортил ее репутацию. После развода она поучаствовала еще в одном «антисоветском» мероприятии: в 1979 г. Владимир Мотыль пригласил ее сыграть Гурмыжскую в экранизации «Леса» Островского. Казалось бы, ну что особенного: классическая пьеса, одобрено цензурой. Однако автор «Белого солнца пустыни» попытался откровенно показать на экране роман пожилой Гурмыжской и ее недоросля-племянника. Целиковская представила свою героиню такой циничной и распутной, что наверху решили: это слишком, и фильм положили на полку. Когда Целиковская пошла по инстанциям защищать Мотыля, ей сказали: «Вы народная артистка РСФСР? Так вот, следующего звания не ждите». Так закончилась карьера Целиковской в кино.
Целиковская стала играть в антрепризе. Тогда такого слова и не знали. «Деньги, коварство и любовь», поставленные Вячеславом Шалевичем по рассказам Зощенко, назывались «эстрадным спектаклем». И 60-летняя Целиковская со своими молодыми партнерами - кроме Шалевича, с ней играли Марианна Вертинская и Михаил Воронцов - месяцами ездила по городам и весям, не жалуясь на неудобства в поездах или в гостиницах.
Людмила Васильевна Целиковская умерла от рака, до последнего играя в театре. И только последние четыре месяца лежала в больнице.
Зрители оказались проницательнее чиновников и режиссеров. Они боготворили актрису. Михаил Ульянов, который много и шумно ссорился в свое время с Целиковской, вспоминал, как в 1947 г. поехал с концертами по сибирским деревням. И в одной избе в закопченной божнице увидел рядом с иконами фотографию Целиковской.
«Никогда не терять надежды. Даже тогда, когда, кажется, твоим возможностям уже пришел конец...»-писала Людмила Целиковская в своих воспоминаниях. Так она и жила.
09 окт 2008, 17:17
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.