Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Лариса Ефимовна Шепитько (1938-1979)
Лариса окончила ВГИК, мастерскую А.П. Довженко. Эта встреча стала для нее решающей. Она всю жизнь помнила этого великого человека. «Такие, очевидно, люди были в эпоху Возрождения», - сказала она потом об учителе.
Второкурсницей Лариса оказалась на съемках фильма по сценарию Довженко «Поэма о море». Фильм снимала его жена, Ю. Солнцева. Сыгранная в нем маленькая роль - первое появление Ларисы на экране. Судьбе было угодно, чтобы последняя картина Шепитько - «Прощание с Матерой» по повести В. Распутина - имела тот же сюжет. В обоих фильмах речь идет о строительстве ГЭС, затоплении деревни и связанных с этим событием проблемах нравственных, гражданских, философских.
Лариса была крайним мистиком, верила в загробную жизнь душ, в то, что она уже несколько раз жила, и т. д. Очень серьезно относилась ко всяким предсказаниям и «совпадениям». Известность Ларисе Шепитько принес уже дипломный полнометражный фильм «Зной» по рассказу Ч. Айтматова «Верблюжий глаз». Она снимала его в степях Киргизии. Во время работы над этой картиной Шепитько близко познакомилась со своим будущим мужем - студентом режиссерского факультета ВГИКа Элемом Климовым. По его словам, за Ларисой он пытался ухаживать еще в конце 50-х, когда только поступил в институт, а она его оканчивала. Но Лариса довольно жестко его отстранила, и потом какое-то время они не виделись. Но во время работы над фильмом «Зной» Шепитько заболела, и помочь ей закончить фильм вызвался Климов. Тогда и произошло их сближение.
Фильм «Зной» стал удачным дебютом молодого режиссера Шепитько и в 1964 г. получил призы на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и Карловых Варах. Шепитько позднее даже называли «матерью киргизского кино».
Следующий фильм «Крылья» о судьбе летчицы-фронтовички Петрухиной был очень дорог режиссеру, но у критики понимания не нашел. Сценарий фильма «Ты и я» Лариса написала вместе с Г. Шпаликовым за одиннадцать дней, однако он был сильно порезан цензорами.
Лариса Шепитько считала, что каждый свой фильм надо снимать как последний. Ей необходимо было знать, что она что-то оставивила после себя. Думая об этом, она прочитала повесть В. Быкова «Сотников». «Эта вещь обо мне, - решила Лариса, - о моих представлениях, что есть жизнь, что есть смерть, что есть бессмертие». Лариса задумала перенести повесть на экран как историю о себе.
Фильм «Восхождение», потрясший сердца всех видевших его, оказался последним законченным фильмом Ларисы Шепитько. Ее режиссерская судьба складывалась удачно. Она приступила к съемкам очередной своей картины «Прощание с Матерой» по повести В. Распутина. Э. Климов говорил: «На свою беду я сам насоветовал ей это снимать. Она готовилась делать «Село Степанчиково»...
Горечь Климова по поводу того, что именно он посоветовал жене снимать эту картину, не случайна - во время съемок Шепитько трагически погибла.
В последние годы жизни Ларису буквально притягивала к себе тема смерти. Например, в «Восхождении» финальная сцена - массовая казнь. После этого фильма Лариса собиралась ставить по сценарию В. Войновича картину «Любовь». Но, несмотря на столь оптимистическое название, фильм должен был стать трагическим: в его финале разъяренные деревенские старейшины убивают молодых влюбленных - парня и девушку. И наконец, «Прощание с Матерой». В его финале умирающая мать зовет к себе всех своих сыновей, чтобы они простились и с ней, и с затапливаемой по приказу строителей ГЭС деревней. С чем же, как не с предчувствием близкой смерти, было связано столь частое появление темы смерти в последних фильмах Ларисы?
В1978 г. она была в Болгарии и посетила знаменитую Вангу, предсказавшую ей скорую смерть. Услышав это, Лариса в тот же день вместе с подругой пошла в храм и взяла с нее клятву, что если она умрет, то подруга будет заботиться о ее сыне Антоне.
Трагедия произошла 2 июля 1979 г. на Ленинградском шоссе. Э. Климов вспоминал: «Она уезжала в Осташков на Селигер - снимать «Матеру»; попрощалась с друзьями, со знакомыми, а со мной - нет. Я, наверное, был единственный, с кем она не попрощалась. Она ждала, что мы с Антоном приедем к ней на машине. У нас есть друг, художник-фотограф Коля Гнисюк, он часто приезжал и ко мне, и к ней в экспедиции - снимать. И Лариса ему сказала перед отъездом: «Коля, если ты через месяц не приедешь, ты меня не застанешь...»
Я не могу это объяснить, но я увидел ее гибель во сне. Этот страшный сон я не могу забыть до сих пор. Я проснулся в ужасе, долго не мог успокоиться, ходил по квартире, курил. Как потом выяснилось, трагедия произошла именно в это время. На 187-м километре Ленинградского шоссе их «Волга» по неустановленной причине вышла на полосу встречного движения и врезалась в мчавшийся навстречу грузовик...»
На похоронах жены Климов произнес: «Это мне Гришка Распутин мстит. Не надо было его трогать», - Климов тогда как раз снимал свой знаменитый фильм «Агония».
Последний фильм Ларисы Шепитько доснял ее муж - Элем Климов. В прокат он вышел в 1982 г. и назывался коротко - «Прощание».
10 окт 2008, 09:26
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.