Реферат: Всеобщая история государства и права
Негидий продал сад (40 фруктовых деревьев) Агерию. Условились, что половина платы будет внесена немедленно по заключению сделки, а другая — через месяц. Агерий вступил во владение садом сразу после заключения сделки. Спустя неделю буря сломала 20 деревьев. Агерий отказался на этом основании от уплаты оставшейся части покупной цены.
Каково должно быть решение суда с точки зрения римского права (классического)?
В данном случае имеет место договор купли-продажи. Рассмотрим далее, что в римском праве понимается под договором купли-продажи, и какие он имеет особенности.
Купля-продажа есть договор, посредством которого одна сторона (продавец) обязуется предоставить другой стороне (покупателю) вещь, товар. Покупатель обязуется уплатить продавцу за проданную вещь определенную денежную цену.
Купля-продажа является одним из консенсуальных договоров (т. к. основано на одном только соглашении). Основная цель договора купли-продажи заключается в том, чтобы получить в хозяйство покупателя те или иные нужные для него вещи. Классическое римское право разделяет обязательственный момент (принятие на себя продавцом обязательства предоставить покупателю обладание продаваемыми вещами) и момент получения покупателем права на вещь.
Предметом купли-продажи может быть все, что не изъято из оборота. Однако ни существование вещей в натуре в момент заключения договора, ни принадлежность их в данный момент продавцу не являются безусловно необходимыми. Не было препятствий к заключению договоров купли-продажи чужих вещей. Не имеет силы договор купли-продажи вещи, уже принадлежавшей покупателю, хотя бы он того и не знал (D. 18.1.16). Возможна была купля-продажа вещи будущей или ожидаемой (например, урожая) (D. 18.1.8). Договор купли-продажи мог иметь своим предметом также бестелесную вещь, т. е. право (например, право требования, право осуществления узуфрукта и т. п.).
“Договор купли-продажи считается заключенным, — говорит Гай, — когда договорились о цене, хотя бы цена и не была еще уплачена”. Цена должна выражаться в денежной сумме и должна быть определенной.
[sms]
Продавец принимает на себя, по договору купли-продажи, обязательство предоставит вещь покупателю, т. е. перенести на покупателя право собственности на вещь. Если продавец не является собственником вещи, то он не может передать право собственности покупателю, и будет тогда нести ответственность за эвикцию вещи.
Эвикция вещи — лишение покупателя владения полученной от продавца вещью, вследствие отчуждения ее каким-либо третьим лицом на основании права, возникшего до передачи вещи продавцом покупателю.
Этим не исчерпывалось ответственность продавца. Он был обязан предоставить вещь в надлежащем состоянии и качестве. По цивильному праву продавец несет ответственность перед покупателем, если он прямо обещал, что вещь имеет такие-то положительные качества, а их не оказалось, или что вещь не страдает такими-то недостатками, а они имеются в вещи (D. 21.1.17.20). Также продавец отвечает за намеренное сокрытие недостатков, о которых он знал (D. 21.1.14.9).
В борьбе против продажи вещей, имеющих недостатки, которых покупатель не мог заметить при заключении договора, были введены два иска: один был направлен на то, чтобы “сделать вещь не купленной”, или вернуть стороны в положение, в каком они находились при заключении договора, другой иск был направлен на уменьшение покупной цены.
Первый иск — actio redhibitoria — имеет целью расторжение сделки между продавцом и покупателем, т. е. процесс по actio redhibitoria должен как бы восстановить обе стороны в прежнее (бывшее до заключения договора) положение. Продавец обязан вернуть полученную за товар цену. Покупатель должен вернуть вещь продавцу со всеми принадлежностями к ней, а также полученные от вещи плоды, доходы и всякие вообще приращения и выгоды (D. 21.1.1.1). Наряду с этим покупатель отвечает за происшедшее (за время нахождения у него вещи) ухудшение и всякое вообще уменьшение ценности вещи, если такой результат получился по вине покупателя.
С другой стороны, если покупатель произвел затраты в целях сохранения вещи на определенной хозяйственной высоте или просто улучшил вещь, он имеет право требовать от продавца возмещение затрат. Текущие расходы по содержанию вещи идут в зачет с получаемой от вещи пользой. Возмещаются только необходимые затраты, т. е. затраты, которые бы сделал сам продавец. Для осуществления права на возмещение произведенных затрат за покупателем признавалось право задержать возвращение вещи до тех пор, пока продавец не возместит все необходимые издержки.
Таким образом, actio redhibitoria направлена на восстановление того положения, какое было бы, если бы купли-продажи данной вещи не было. Это общее положение приводит к тому, что за время нахождения у покупателя вещи, подлежащей возвращению продавцу на основании actio redhibitoria, риск случайной гибели вещи несет продавец.
Actio redhibitoria можно было предъявить только в пределах шестимесячного срока, если не было уважительной причины, по которой нельзя было предъявить иск.
В тех случаях, когда проданная вещь страдает такими недостатками, которые не делают невозможным ее использование, но только в известной мере снижают ее пригодность для той цели, для которой она приобреталась, то покупателю давался другой иск — actio quanti minoris. С помощью этого иска можно было добиться снижения покупной цены пропорционально тому, насколько снизилась, вследствие оказавшегося в вещи недостатка, ее пригодность и ценность. Этим иском мог воспользоваться покупатель и в тех случаях, когда в его распоряжении был и более сильный по последствиям иск — actio redhibitoria. Покупатель мог просить, вместо actio redhibitoria, более слабое средство — actio quanti minoris, в частности, когда он пропускал шестимесячный срок на предъявление первого иска, т. к. actio quanti minoris можно было получить в течении годичного срока. Если недостатки проданной вещи не были известны продавцу, то по иску покупателя продавец должен уплатить лишь ту сумму, на которую покупатель заплатил бы дешевле, если бы знал о недостатках вещи; если же продавец знал о недостатках проданной вещи, то он несет ответственность за весь ущерб, понесенный покупателем от договора.
В обязанности покупателя входило уплатить покупную цену. Платеж покупателем цены, если договором не предусматривалась отсрочка или рассрочка платежа, являлся необходимым условием для приобретения покупателем права собственности на проданную вещь (D. 18.1.19).
Если по заключении договора купли-продажи проданная вещь погибнет по случайно причине, т. е. без вины в том, как продавца, так и покупателя, то неблагоприятные последствия этого факта ложатся на покупателя. Это значит, что покупатель обязан платить покупную цену (а если уже уплатил ее, не имеет права требовать ее возмещения), несмотря на то, что продавец вследствие случайной причины не может исполнить лежащей на нем обязанности предоставления вещи. Это выражают афоризмом: риск случайной гибели проданной вещи лежит на покупателе (если, конечно, в договоре стороны не предусмотрели иного положения). Этот принцип является характерным для классического римского права.
Итак, рассмотрим наш случай.
Мы имеем договор купли-продажи, при котором продавец продает вещь (сад) с отсрочкой платежа, но при этом покупатель становится владельцем сразу же по заключению сделки. Продавец обязуется предоставить вещь (сад) надлежащего качества и пригодную к использованию, а покупатель обязуется оплатить данную вещь (сад) в определенный срок.
Вещь (сад) была испорчена по случайной причине (буря) после заключения сделки, т. е. когда обладателем вещи был покупатель. Значит, если нет вины продавца в порчи вещи, то неблагоприятные последствия бури ложатся на покупателя. Покупатель обязан полностью оплатить данную вещь (сад).
Возможен еще один вариант, при котором покупатель может подать иск на продавца за то, что тот продал ему некачественную вещь (сад). Например: половина деревьев в саду была гнилая, и они не выдержали данного ветра. Если покупатель сумеет доказать, что проданный товар был некачественный, то он может требовать уменьшение покупной цены, а также оплату издержек на содержание поломанных деревьев.
Казус 2
На протяжении нескольких поколений жители одного из маленьких поселков (местечек) избирали в парламент членов семьи местных, крупных землевладельцев в обмен на их денежную помощь и покровительство.
В 1832 году они узнали, что их местечко утратило право посылать депутатов в парламент. Мэр обратился за разъяснениями к адвокату.
К этому же адвокату обратился и Браун — квалифицированный тонкопрядильщик одной из фабрик. Он выразил удивление, что он, Браун, зарабатывая 40 шиллингов в неделю (96 фунтов стерлингов в год) и снимая для своей семьи отдельную квартиру, не имеет избирательного права, в то время как его сосед Робинсон — мелкий лавочник, чей годовой доход едва достигает 10 фунтов, — включен в список избирателей.
Какие разъяснения дал адвокат мэру и Брауну? Когда подобные Брауну рабочие начали получать избирательные права?
До реформы 1832 года избирательное право оставалось средневековым по своему происхождению. Оно отменялось при Кромвеле и вновь было восстановлено при реставрации Стюартов.
Основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658) “выбирали” мелкие города и деревеньки — местечки, в разное время и по разным причинам получившие соответствующую привилегию. Одни из этих местечек числились “гнилыми” — это были старые, давно оставленные деревни; в других едва насчитывалось несколько десятков жителей, от силы несколько сотен. Множество местечек относилось к разряду “карманных”: собственниками их были крупные землевладельцы. Пользуясь тем, что голосование было открытым, они заранее указывали избирателям, за кого те должны голосовать, и наказывали выселением за непослушание.
К 18 веку в Англии выросли новые промышленные города, которые породила промышленная революция. Города эти сделались сосредоточением буржуазии. Здесь именно она могла бы командовать выборами и формировать угодный ей парламент. Но именно города либо вовсе не избирали, либо избирали такое число депутатов, которое не соответствовало численности населения. Финансовая аристократия стала оттесняться на задний план промышленной буржуазией.
Естественным следствием этого противоречия было требование избирательной реформы. Буржуазия не покушалась на палату лордов, но нижнюю палату она хотела видеть буржуазной. Борьба за реформу создавала благоприятные условия для возникновения разного рода рабочих союзов. И эти союзы требовали реформы.
Желая покончить с сопротивлением лордов, буржуазные организации обратились с призывом изымать вклады из банков. Перед двойной угрозой — рабочих союзов и финансового банкротства — лорды сдались.
Реформа 1832 года не может быть названа радикальной, о чем свидетельствуют ее главные установления:
более 50 местечек — из тех, что “гнилые”, — были вовсе лишены представительства в парламенте;
еще 30 местечек должны были удовольствоваться сокращением числа депутатов;
освободившиеся 143 места были отданы: 66 — новым городам, 65 — графствам, остальные — Шотландии, Ирландии, Уэльсу;
старинный избирательный ценз — 40 шиллингов — был отменен.
Городским избирателем делался тот, кто имел в собственности дом, приносящий не менее 10 фунтов стерлингов в год. Наниматель дома делался избирателем в том случае, если арендная плата достигала 10 фунтов стерлингов в год, т. е. равнялась годовому доходу арендатора средней руки; избирательным правом наделялись земельные собственники и долгосрочные арендаторы с доходом 10 фунтов стерлингов в год и краткосрочные — с доходом в 50 фунтов стерлингов.
Таким образом, править Англией уполномочивался собственник. Число избирателей составило 376 тыс. человек (вместо прежних 247 тыс.). Правом голоса была наделена 1/32 часть населения. Реформа сделала необходимой борьбу за голоса избирателей, чем раньше пренебрегала.
В 50 – 60-х годах в английском рабочем классе приобретает значение новый социальный элемент — рабочая аристократия, сознательно подкармливаемая за счет основной массы трудящихся. Борьба за этого нового, желательного в данных условиях избирателя побудила как консерваторов, так и либералов к новой парламентской реформе.
Избирательный закон 1867 года распадался на две части: новое распределение мест в парламенте и избирательный ценз. Первое принесло с собой мало изменений. Львиная доля мандатов, отнятых у “гнилых” местечек, досталась графствам. Крупные графства по-прежнему посылали ничтожное количество избирателей.
Существенное значение имело расширение ценза. За основу по-прежнему принимался “дом”. На этот раз право голоса получали на только те, кто уплачивал 10 фунтов стерлингов арендной платы. Если дом был обложен налогом в пользу бедных, право голоса получали все те наниматели небольших квартир, которые его вносили. До 1867 года они уплачивали налог через домохозяина, и только он считался “налогоплательщиком”. Реформа возводила в этот ранг всякого, кто уплачивал налог, и тем самым расширяла круг избирателей. Количество избирателей в графствах выросло не половину, в городах — на 200%. В 1872 году в Англии вводится тайное голосование.
Третья избирательная реформа была проведена в 1884 – 1885 годах.
Существенным в новой реформе — помимо расширения избирательных прав в графствах — было введение избирательных округов. Каждый из них выбирал одного депутата.
По системе относительного большинства: если, например, при 1000 голосующих и трех кандидатах голоса разбивались так, что один получал 400, а два других по 300, избранным считался тот, за кого проголосовало 400. То, что избранный не имел за собой большинства избирателей, не принималось во внимание. Считалось, однако, что депутат должен защищать интересы не только тех, кто его избрал, но и всего избирательного округа в целом. Парламент избирался на 7 лет.
Новое увеличение количества мандатов получили промышленные города. Преобладающее положение перешло к буржуазии. Профессиональные союзы рабочих — тред-юнионы — добиваются легального существования. Стала возможной агитация, направленная на повышение заработной платы: было отменено уголовное наказание за организацию забастовок. Получает признание “свобода совести”, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Рассматривая наш казус, следует обратить внимание на то, что маленький поселок утратил избирательное право, т. к. попал под категорию “гнилого”.
Браун не получил избирательного права по реформе 1832 года, т. к. не являлся собственником. Он снимал квартиру, и, следовательно, налоги он платил через владельца квартиры. Т. е. Браун был не учтен как “налогоплательщик”.
Робинсон являлся собственником с годовым доходом 10 фунтов стерлингов, как следствие “налогоплательщиком”, поэтому он получил избирательное право.
Подобные Брауну английские рабочие начали получать избирательные права после реформы 1867 года, которая возводила в ранг налогоплательщика всякого, кто платил налог. Право голоса получили все те наниматели небольших квартир, которые были обложены налогом.
Библиографический список
“Римское частное право” под редакцией И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского;
“Всеобщая история государства и права” : учебник, под редакцией З. М. Черниловского;
“История государства и права зарубежных стран” под редакцией О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой.
[/sms]