Реферат: Римское право: дигесты
Рассмотрим поподробнее одну из кодификаций Римского права — кодификацию Юстиниана или Дигесты.
Дигесты, или Пандекты, представляют собой собрание отрывков из 2000 сочинений 39 наиболее выдающихся римских юристов, в основном тех которые имели право официального толкования законов, 9200 отрывков-фрагментов. Дигесты делятся на 50 книг, книги — на титулы (кроме 30 – 32 книг, которые не имеют титулов). Всего в Дигестах собрано 432 титула. Титулы делятся на фрагменты, длинные фрагменты — на параграфы. Каждый фрагмент содержит отрывок из сочинения одного юриста, в начале каждого указывается его имя и название источника. Поэтому Дигесты принято цитировать так: Д. 8.3.4-Дигесты, 8-книга, 3-титул, 4-фрагмент. Основным содержанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному праву. Наибольшее количество фрагментов использовано из сочинений таких юристов: Ульпиана-2462, Павла-2083, Папиниана-592, Помпония-585, Гая-535, Юлиана-457, Модестина-345.
Гражданский кодекс, как и Дигесты, призван цивилизованно, в строгом соблюдении закона регулировать гражданско-правовые отношения между субъектами этих отношений. Споры, возникающие при недобросовестном исполнении своих обязанностей одной из сторон гражданско-правовых отношений, должны решаться судом. Еще со времен Римской империи государство принимало меры для соблюдения этого правила. В Дигестах было зафиксировано правило, которое не разрешало применять силу для восстановления нарушенного права, а её применение рассматривалось, как самоуправство, влекущее неблагоприятные последствия. Так кредитор, захвативший имущество должника для удовлетворения своих требований, обязан был имущество вернуть. При этом он утрачивал право требования (Д. 4.2.13.). Собственник, утративший владение своей вещью, а затем самоуправно отнявший её у фактического владельца, обязан был её вернуть фактическому владельцу, при этом он утрачивал право собственности на эту вещь (Д. 8.4.7.). Эта норма закона, зафиксированная в Дигестах, была призвана сделать невыгодным решение споров в обход суда.
[sms]
Способность человека быть носителем определённых прав и обязанностей теперь называется правоспособностью (ст. 9 ГК Украины). Римские юристы не имели соответствующего современному понятию определения правоспособности, хотя использовали само понятие. Правоспособность как способность человека быть носителем права возникает с момента его рождения. Как считали римские юристы, в некоторых случаях правоспособность может возникнуть и до рождения ребенка. Юрист Павел писал: “Кто находится во чреве, охраняется, как если бы он находился среди людей, поскольку дело идет о выгодах самого плода “(Д. 1.5.7.). Следовательно, если отец еще не родившегося ребенка умирает, то при разделе наследства учитывалась доля для не родившегося.
Римские юристы обращают внимание на то, что в отдельных случаях имущество принадлежит не отдельным гражданам — физическим лицам, а объединениям. Так юрист Марциан писал: “Принадлежат совокупности, а не отдельным лицам, например, находящиеся в общинах театры, стадионы и т. п.“ (Д. 18.6.1.). Другой юрист Альфен приводит следующее наблюдение: если в легионе с некоторым временем полностью обновился состав воинов, то легион все же остается тем самым. То же и корабль, на котором в результате ремонтов все части заменены. Он остается все тем же. Далее Ульпиан провозглашает: “В отношении декурионов или других совокупностей не имеет значения, все ли остаются, или остается часть, или весь состав переменился. Но если даже совокупность свелась к одному человеку, то большей частью признается, что можно предъявлять к нему требования в суде и он может предъявлять требования в суде, так как право всех сосредоточилось в одном и остается имя совокупности. Если имеется долг в пользу совокупности, то это не является долгом отдельным лицам“ (Д. 3.4.1 – 2). Аналогичная норма закона есть и в ГК Украины — глава 2, в ней четко определяются понятия физического и юридического лиц. Создание понятия юридического лица и определение основных его признаков имеет корни в Римском праве. Результатом длительного и довольно трудного развития идеи юридического лица стало признание классическим правом следующих признаков этого субъекта прав:
в сфере гражданско-правовых отношений корпорации приравниваются к физическим лицам. Гай уже признал, что общины рассматриваются как частные лица (Д. 50.16.16);
выход из состава объединения отдельных лиц ни в коей мере не влияет на его юридическое положение;
имущество корпорации не является ни общей собственностью всех членов корпорации, ни её отдельных членов. Это обособленная от её членов собственность самой корпорации как особого субъекта прав;
корпорация от своего собственного имени имеет право вступать в любые гражданско-правовые отношения, как с физическими, так и с юридическими лицами. Эти отношения осуществляются посредством физических лиц, уполномоченных на это в установленном порядке.
Принципы этих норм Римского гражданского права просматриваются в ст. 23 – 38 ГК Украины.
Статья 86 ГК Украины определяет право собственности в Украине, как урегулированные законом общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Собственность в Украине выступает в следующих формах:
частная;
коллективная;
государственная.
Римское право отличало владение вещью на праве собственности, от владения вещью на других основаниях. Владение, основанное на праве, — это уже не владение, а право собственности. Фактическое обладание вещью может быть основано не только на праве собственности, а на любом другом (например, на договоре найма вещи), но все равно не будет владением, поскольку основано на праве. Владение как фактическое обладание вещью — это просто факт. Римские юристы слово “владение“ — prossesio выводили от sedere — сидеть, оседать, а само владение от positio — поселение. “Владение было названо, — как говорит Лабеон, — от оседаний (будучи) как бы поселением, так как оно естественно удерживается тем, кто на нем стоит...“ (Д. 41.2.1). Другой юрист Нерва говорил, “что и собственность на вещи произошла от естественного владения “ (Д. 41.2.1).
Как мы видим, римские юристы знали договор найма и определяли его, как передача имущества собственником нанимателю с целью извлечения прибыли. Аналогичная норма имеется в главе 25 “Имущественный наем“ ГК Украины в этой главе определяются принцип, форма, сроки, обязанности сторон при исполнении договора найма.
Другой разновидностью прав на чужие вещи является залоговое право, возникшее в раннереспубликанский период. Единого термина для его обозначения римляне не знали. Однако сущность залога оставалась постоянной — обеспечение определенного обязательства. Таким образом, залог — это средство обеспечения исполнения обязательства, устанавливающее вещное право залогополучателя на предмет залога. Вещное право залогополучателя заключалось не в пользовании чужой вещью, как это имеет место в других правах на чужие вещи, а в праве распорядиться заложенной вещью в соответствии с законом. Право распоряжения залогополучателя ограниченно лишь правом продажи предмета залога (Д. 13.7.4). При некоторых формах залога кредитору принадлежало право владения предметом залога, иногда право на присуждение собственности, пользования и получения доходов. Залоговое право устанавливается передачей должником-залогодателем заранее обусловленной вещи (предмета залога) кредитору-залогополучателю. Залоговое право — это право кредитора в случае неисполнения должником обязательств обратить взыскание на заранее определенную вещь, независимо от того, у кого она находится. Оно предпочтительнее других требований. Эти основные принципы залога сохранились и до наших дней. Залог, как вид обеспечения обязательств, предусмотрен ст. ст. 176, 181 ГК Украины, которые, как и Дигесты предусматривают право кредитора в случае невыполнения должником обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами.
Обязательственное право является основным разделом римского (и любого другого) гражданского права. Оно регулирует имущественные отношения в сферах производства и гражданского оборота. В источниках римского права обязательство (obligatio) определяется следующим образом: обязательство представляет собой правовые оковы, вынуждающие нас что-то исполнить согласно законам нашего государства — obligatio est juris vinculum, quo necessitate adstringimur alicujus covendae rei secundum nostrae civitatis jura (Д. 1.3.13). Понятие обязательств и основания их возникновения предусмотрены ст. 151 ГК Украины.
В римском праве местом исполнения обязательств, определялось место возможного предъявления иска из данного обязательства, таким местом по общему правилу считалось место жительства должника (ответчика) или Рим по принципу: Roma communis nostrf patria est (Д. 50.1.33) — Рим — наше общее отечество. Этот принцип частично сохранен в ст. 167 ГК Украины, которая говорит, что обязательство должно быть исполнено в месте определенном в законе, договоре и т. п. из которого возникло обязательство, а если место не определено, то исполнение должно быть исполнено по месту жительства кредитора — по денежному обязательству или по месту жительства должника по всем другим обязательствам.
Кроме личной собственности в Риме знали общую совместную собственность. Еще древний классик Сцевола высказал идею собственности многих лиц на одну вещь в идеальных долях — pars pro indiviso (Д. 50.16.25). Идея получила дальнейшее развитие, не может быть несколько прав собственности на одну и ту же вещь, но одно право собственности на одну и ту же вещь вполне может принадлежать нескольким лицам, и тогда налицо право общей собственности, которое римские юристы называли communio или condominium. В ГК Украины понятие общей собственности определяется ст. 112, 113. Различают общую долевую собственность (собственность с определением долей) и общую совместную собственность (без определения долей).
Возникновение и прекращение права собственности закреплено ст. 128 ГК Украины. Согласно которой оно возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом. Право собственности может возникать только на законных основаниях. Римские юристы писали в Дигестах, что изменить свою владельческую волю было нельзя: nemo sibi causam prossessionis mutare potest (Д. 41.23.19) — никто не может изменить сам себе основание владения. Способ приобретения владения зависел также от характера владения — добросовестное владение приобреталось одним способом, недобросовестное другим (то же и в случаях законного и незаконного владения).
Из всего вышесказанного видно, что Дигесты, как и Римское право в общем, принадлежат к тем вершинам человеческой мысли, которые и сейчас, через много лет после их создания, поражают своей грандиозностью.
[/sms]