Публикация о Кузьме Крючкове от 8 февраля 1915г.
Выше приведены публикации, посвященные К. Крючкову, взятые из ДОВ за три месяца (да и то не все). Это дает представление - сколь популярен был данный человек не только на Дону, но и по всей России.
Еще две публикации появились в ДОВ в феврале 1915г. «Кузьма Крючков» [ДОВ, статья «Р. Сл.», № 31, с. 3,8 февраля 1915 г.]
«На днях мне пришлось быть на скромном торжестве. Это был парад, устроенный по поводу раздачи Георгиевских крестов, медалей и производств нижним чинам - казакам. Между прочим, генерал вызвал Кузьму Крючкова и поздравил его с производством в вахмистры.
Генерал пожал ему руку, сказал, что гордится, что находится в одной части с ним, и в заключение поцеловал Крючкова.
До сих пор открытое и смелое лицо Кузьмы Крючкова вдруг смутилось, и он скромно, совсем как это делают девушки, опустил глаза.
Все, кто знает Кузьму Крючкова, - этого настоящего народного героя текущей кампании, а не того, которого в печати несколько раз хоронили, сдавали в плен, ранили и, наконец, которого изобразили в кинематографах, - все, кто знает его лично, знают его как удивительно скромного, несколько застенчивого малого.
Его вихор на голове, телосложение, вся его фигура, живость, ловкость говорят за то, что он - настоящий сын Дона. Нам приходилось наблюдать не раз его в деле и в жизни, когда мы находились с ним в одной части. Между прочим, пришлось видеть и то, с каким совершенно искренним удивлением реагирует он на внимание, которое ему уделяют общество и печать. Его привели почти в детский восторг подарки Петрограда и Донского банка - шашки, оправленные в серебро, и кованый пояс - от Нижегородской ярмарки. И озадачили письма петроградских дам, нашедших необходимым выразить признательность казаку Кузьме Крючкову.
- Чего это оне? - сказал как-то раз казак. - Ведь у меня женка осталась на родине и двое детей: один - четырех, другой - трех лет.
Это общее желание обязательно напечатать что-нибудь о Крючкове привело к тому, что даже встревожили дедушку казака Крючкова, и тот пишет внуку:
«Дорогой Кузя! Неужели же наш славный Костяк погиб, что тебя всюду рисуют на серой лошади!»
«Костяк» - имя лошади Крючкова, и она бурой масти, и До сих пор благополучно здравствует.
На днях как раз этот конь наступил на ногу Крючкову, и тип подковы (зимней ковки), продырявив казаку сапог, вонзился ему в ногу. Перевязав наскоро рану, и обув более широ-кий сапог, Кузьма Крючков, по-прежнему, остается в строю.
И так же лихо, как прежде, отправляясь на поездку, запевает одну из красивейших песен Дона: «За курганом пиКи блещут!»