Реферат: Инстуционализация гражданского общества в России и процессы самоорганизации
Институционализированное противопоставляется хаотичному, неорганизованному, нестабильному. Именно институциональный, наиболее устойчивый аспект социальной жизни является решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности личности. Гражданское общество формируется из потребностей отдельных индивидов в объединении и организации для защиты своих интересов от экспансии государства, рыночной экономики, церкви и других институтов социальной системы [1, 440]. В данном случае, речь идет об элементах самоорганизации как основе процесса институционализации гражданского общества. В социологической науке под «самоорганизацией» понимается «проявление спонтанного в обществе, самосовершающиеся процессы социального регулирования» [5, 465].
[sms]Подобные процессы внутриколлективного регулирования обладают спонтанностью, самопроизвольностью, отсутствием единого субъективного начала, и, вместе с тем, наличием единой цели у различных субъектов, объединяющих собственную энергию. В данном случае важен такой фактор, как активность отдельной личности и группы людей, объединяющих свои усилия для решения определенных проблем. Развитие всего человечества складывается из активности многих личностей. Естественные процессы развития общественной жизни в силу общих свойств, присущих процессам самоорганизации, приводят к разнообразию общественных структур. Что мы наблюдаем в настоящее время. В современном российском обществе насчитывается более трех тысяч различного вида общественных объединений, которые представляют интересы различных групп и слоев общества. Согласно разным оценкам, людей непосредственно работающих в негосударственных некоммерческих организациях в России более миллиона человек, то есть около 1% взрослого населения.
Другими словами, так называемый «третий сектор» представляет довольно значительную часть общества. Например, в Волгоградской области в 2004 году было зарегистрировано 3245 общественных объединений, а сейчас их уже более 3,5 тыс. К ним относятся различные профессиональные, экологические, женские, культурно-просветительские, спортивно-технические, оздоровительные, детско-юношеские, научно-технические и другие объединения. При анализе качественного состава общественных объединений Волгоградской области можно выделить следующие группы: детские и молодежные объединения (10,45 % от общего количества зарегистрированных в Управлении юстиции администрации Волгоградской области в 2003 г.); объединения, связанные с инвалидами и охраной здоровья (14,43 %); организации помощи ветеранам, участникам боевых действий, чернобыльцам (8,96 %); политические партии (22,89 %); национальные общественные объединения (15,42 %); экономические некоммерческие организации (6,97 %); организации и движения, объединяющие специалистов (11,94 %); правозащитные организации (4,48 %); прочие объединения (3,48 %). Наибольшую часть общественных объединений Волгоградской области составляют политические партии, национальные объединения и организации, связанные с охраной здоровья и инвалидами.
Высокая степень общественно-политической активности населения - показатель институционализированного гражданского общества. Его основным элементом является активная, творческая, инициативная личность, которая готова отстаивать как собственные, индивидуальные, так и групповые интересы. К сожалению, следует согласиться с В. Пантиным и В. Лапкиным в том, что для современного российского общества характерна «эфемерная имитация гражданской активности атомизированного социума» [3, 62].
Данное обстоятельство, на наш взгляд, можно объяснить следующим. В российском обществе отсутствуют традиции создания гражданских инициатив, «новых» общественных движений, тех форм участия, с помощью которых граждане могут артикулировать и агрегировать свои интересы. Общественные движения и гражданские инициативы не рассматриваются большей частью населения в качестве эффективного способа влияния на власть, российскому обществу характерен низкий уровень культуры договорных отношений, отсутствует позитивное рыночное сознание, без которого не может быть успешной социальной мобилизации. Следует учитывать, что большинство россиян действует в соответствии с концепцией «рационального выбора».
Энергия большинства отдельных личностей направлена, прежде всего, на профессиональную, образовательную сферы, на семью, досуг, творчество, так как общественно-политическая активность не несет им никаких материальных выгод, не выступает в качестве «социального лифта» [4, 63].
Отечественные исследователи отмечают низкий уровень общественно-политической включенности индивидов в деятельность российского общества. Причинами этого называются олигархизация власти, низкий уровень политической культуры, снижение общего «энергетического потенциала» нации, сужение пространства публичной политики.
Между тем, в настоящее время в российском обществе выкристаллизовываются такие формы участия, в которых реализуются в первую очередь жизненные интересы людей. Потребность в общественных движениях и гражданских инициативах имеется. Общественные организации и движения создаются, прежде всего, для решения общественных проблем, а также для оказания помощи тем, кто в ней нуждается.
Для общественных движений на этапе их возникновения характерна неформальная коллективная инициатива. Как правило, движение зарождается и возникает на основе неформальных связей. Но в дальнейшем условия функционирования движений претерпевают значительные изменения. Отношения строятся на основе иерархичности, организационной закрепленности, приобретают формальный характер. На наш взгляд, как показывает практика, подобный «формальный» характер движения является необходимым условием длительности его существования. Институционализация «новых» общественных организаций и движений является основным показателем становления, развития гражданского общества в России.
Процессы институционализации (становления, структурирования) гражданского общества во многом зависят от качества функционирующих в нем демократических институтов, которые находятся в России на стадии формирования. Замедленное развитие гражданского общества обусловлено и несформировавшимся «ответственным демократическим сознанием» индивидов. На смену коллективным ценностям советского периода, тотальной регламентации и подавлению инициативы, пришло «новое» общество, которое следует охарактеризовать вслед за В. Пантиным и В.Лапкиным, как «проблемное» и «несовременное», отдельными своими сегментами включающееся в процессы перехода цивилизации к «информационному обществу». Учитывая низкую степень самоорганизации российских граждан [4, 62], следует отметить, что довольно значительную роль в жизни российского общества играет политическая элита. Вся деятельность органов власти имеет основную цель - обеспечение стабильности в обществе, в конечном счете, в интересах правящей элиты. Та деятельность, которая проводится региональными властями в настоящее время, еще раз подчеркивает, что для современной политической элиты России социальная политика нужна лишь для того, чтобы «граждане не мешали реализации ее собственных планов и интересов» [6, 24-25]. Между тем, на современном этапе условием развития гражданского общества является повышение уровня жизни российских граждан, уменьшение «ножниц» между богатыми и бедными слоями, проведение современной властью эффективной социальной политики.
Все выше сказанное еще раз подчеркивает, что гражданское общество в России отличается от западного, имеет свою специфику, а, значит, следует преодолевать «процессы имитации формирования структур гражданского общества», вырабатывать механизмы, формирующие творческую, инициативную личность, поскольку именно поток действий и совокупность энергий составляет сущность процесса самоорганизации.
Список литературы
1. Homo institutius - Человек институциональный: [монография] / Под ред. О. В. Иншакова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 854 с.
2. Большой толковый социологический словарь. Т. 1 (А-О). - М., 2001.
3. Пантин В. И., Лапкин В. В. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. - 2004. - № 1.
4. Петухов В. В. Политическая активность и гражданская самоорганизация россиян // Общественные науки и современность. - 2002. - № 6.
5. Российская социологическая энциклопедия. / Под ред. акад. РАН Г. В. Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. - 672 с.
6. Тихонова Н. Е., Шкаратан О. И. Российская социальная политика: выбор без альтернативы? // Социологические исследования. - 2001. - № 3.[/sms]