Жизнь кавказских народов увековечена в керамике
Корреспондент НТВ Руслан Гусаров отыскал среди них известных личностей.
В Махачкале живет и трудится Ислам Шовкринский, искусствовед назвал бы его скульптором малых форм. Папа Карло лиц кавказской национальности - пошутят благодарные поклонники его таланта.
Ислам Шовкринский, скульптор: «В скромной комнатке, похожей на келью, мы и работаем. Здесь стоят заготовочки».
Ислам Шовкринский 25 лет назад, будучи еще студентом художественно-графического факультета Дагестанского пединститута, от карикатур и шаржей, которыми увлекался всерьез, решил перейти к объемным работам в том же стиле. Тема гор и горцев возникла сама собой. Такими людьми невозможно не гордиться и не любоваться, даже если они из глины.
Ислам Шовкринский, скульптор: «В принципе я могу сделать представителей молодого поколения, женские образы, но все-таки импонируют мне старики. Незабвенный Виктор Гюго сказал: „Когда веселость примешивается к морщинам, она приобретает ореол очарования". Вот я, видимо, нахожусь под впечатлением вот этого ореола очарования».
По словам Ислама, образы и жанровые сценки, как правило, рождаются внезапно, из воспоминаний детства, впечатлений, чьих-то рассказов, эпизодов жизни. Героев его творчества ни с кем не спутаешь. Эти лица кавказской национальности, если верить Исламу Шовкринскому, самые добрые и веселые в мире.
Ислам Шовкринский, скульптор: «Иногда меня обвиняют в том, что я придаю своим персонажам ярко выраженные кавказские черты, например, носы. Но что с этим поделать? Я несколько раз пытался делать прямые носы, но характер теряется».
Внешне спокойный и даже слегка застенчивый скульптор Шовкринский полон жизненной энергии и юмора. Может быть, поэтому его любят не только почитатели таланта, но и дагестанские кавээнщики, которые регулярно приглашают Ислама в жюри.
Гротеск, ирония, бесконечная любовь к своим персонажам и к своей родине - Дагестану - это и есть форма и содержание работ Шовкринского. Критики упрекают его за однообразие тематики, но Шовкринский стоит на своем.
Ислам Шовкринский, скульптор: «Что могу, то и делаю. Художник должен делать то, что у него лучше получается. У меня это получается».
Как правило, все лица и образы Шовкринского собирательные, но есть исключения. Еще при жизни поэта Расула Гамзатова по просьбе его друзей Шовкринский вылепил несколько фигур поэта, которые пришлись Гамзатову по душе. Узнав, что молодой скульптор из простой, небогатой семьи, Гамзатов сказал: «Бездари сами пробьются, а этому парню надо помочь».
Необычная керамика Ислама Шовкринского успела покорить сердца тысяч людей на разных континентах, где проходили многочисленные выставки, куда возились экспонаты для музеев. Шовкринский считает себя самоучкой и не претендует на лавры, но для почитателей его таланта это не имеет никакого значения.