Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Реферат: Елизавета Петровна
Годы правления: 1741–1761
“Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 года, не оставило по себе такого приятного воспоминания” (В.О. Ключевский).
[sms]
Елизавета Петровна прямой потомок Петра I и Екатерины I, выросшая в России, христианка, но как долго её обходило наследство. Рождённые до венчания Петра I c Екатериной Скавронской, Екатерина и старшая её сестра считались незаконнорожденными. Даже их мать императрица Екатерина I (правда под напором Меншикова) отдала трон внуку Петра. Уже и дети, и внуки никчемного государя Иоанна V посидели на российском престоле. Наверно горько было всё это видеть Елизавете, особенно при том безразличие к государству, которое отличало и Анну Иоанновну и уж тем более Анну Леопольдовну. Но пока при кабинете Анны Леопольдовны был Остерман, он как-то выравнивал лодку власти, но появление нового фаворита, далеко могло завести её.
23 ноября императрица Анна Леопольдовна прямо спросила Елизавету о готовящемся перевороте, об этом знали и говорили многие. Елизавета сумела разыграть спектакль и убедить в своей невиновности недалёкую императрицу. Но стало ясно, что дальше тянуть нельзя. Собранные в ту же ночь Разумовский, Воронцов, братья Шуваловы решили совершить переворот в следующую ночь. И вот в ночь на 25 ноября 1741 года гренадёрская рота Преображенского полка во главе с цесаревной вступила во дворец. Все ожидали, что после смерти Анны Иоанновны, императрицей станет дочь Петра. Поэтому гвардия считала, что они только восстанавливают справедливость. Народ радостно приветствовал воцарение новой императрицы.
28 ноября в новом манифесте приводился текст завещания Екатерины I, из которого были ясно видны права Елизаветы. И, соответственно, Иоанн VI оказывался незаконным императором и лишался всех прав на престол.
Пётр I собирался устроить дочерям династические браки, чтобы упрочить положение России в Европе. Поэтому у них в раннем детстве были гувернёры и учителя. Их учили языкам, придворному этикету и танцам. Елизавета в совершенстве владела французским и немецким языками, но понимала итальянский, шведский и финский. Все современники отмечали добрый и весёлый нрав Елизаветы. Прекрасная наездница, привлекательная, жизнерадостная и кокетливая, смолоду она страстно любила наряды, танцы, балы и маскарады, а в зрелые – это была уже тяжелобольная и немощная женщина, с трудом занимающаяся систематическими государственными делами. Ей не были чужды здравое понимание государственных интересов и практическая сметка, проявлявшаяся в умении отыскивать и привлекать к делам способных и знающих людей.
Взойдя на престол, Елизавета постаралась никого не приближать к себе, она видела со стороны, как фавориты крутили и вертели императрицами и страной, как хотели: перед глазами её были и Меншиков, и Бирон… Приветливая со всеми, Елизавета была не так проста, как казалась, и не позволяла “сердечным друзьям” навязывать своё мнение. Она долго шла к престолу, и тогда её в любой момент могли насильно постричь в монахини, отдать замуж в какое-нибудь захудалое княжество, – и теперь Елизавета не хотела ни с кем делить свою власть.
Одним из первых указов императрица Елизавета упразднила кабинет министров, но восстановила личную Императорскую канцелярию. При ней монархия стала практически абсолютной. Императрица самостоятельно решала все вопросы государства большие и мелкие, но по важным государственным вопросам всегда советовалась с чиновниками на Императорском совете, которым она руководила. Это было собрание министров и генералитета из 11 человек. В марте 1756 года был создан новый высший совещательный орган – Конференция при высочайшем дворе.
Главными её задачами были разработка и реализация мер противодействия Пруссии, с которой Россия столкнулась в ходе общеевропейской Семилетней войны. Деятельность Конференции охватывала самые разные сферы: руководство армией, финансами, кадровые вопросы.
В её правительство входили крупные деятели того времени, из прежних – только государственный канцлер князь Черкасский, не провинившийся перед Елизаветой во времена Анны Леопольдовны. После смерти Черкасского канцлером стал М.И. Воронцов. Вице-канцлером был назначен А.П. Бестужев-Рюмин, один из образованнейших людей, более 20 лет занимавшийся дипломатической деятельностью. Его вызвал в Петербург Бирон, а после падения Бирона Бестужев оказался не у дел, его задела тень бироновской опалы. В правительство также входили: генерал-прокурор Сената Н.Ю. Трубецкой, генерал-фельдцейхмейстер (начальник артиллерии) П.И. Шувалов и руководитель Тайной канцелярии А.И. Шувалов.
Лесток был личным врачом Елизаветы и другом, толкавшим её к престолу вместе с французским послом маркизом де ля Шетарди. Шетарди очень надеялся, через это, войти в доверие к Елизавете и повлиять на смену ориентации России с пронемецкой на профранцузскую, а также подбить императрицу на невыгодный для России мир со Швецией.
Елизавета любила слушать остроумного француза, после переворота тепло принимала его, но жила своим умом. Однако в 1745 году Шетарди стал активно шпионить в России, пользуясь добрым к себе отношением императрицы. Массу сведений, а иногда нелицеприятные высказывания об императрице, Шетарди передавал во Францию шифровками, которые умный Бестужев-Рюмин не только перехватывал, но и расшифровывал с помощью талантливого математика Гольбаха. В результате Шетарди было предложено собраться и в 24 часа покинуть Россию, оставив награды, которых он, оказавшись шпионом, не заслуживает. Да и на Лестока императрица посматривала холодновато. Этот лекарь императрицы, очень любил политическую интригу, держал кругом своих шпионов и очень желал скинуть Бестужева. Он так суетился на этот счёт, что наделал ряд непростительных ошибок. Результатом был арест Лестока и ссылка его в Углич.
По вступление на престол Елизавета озадачилась о своём преемнике. Не имея детей, она приблизила ко двору своего осиротевшего племянника, сына герцога голштинского Карла-Фридриха (племянника Карла XII) и своей старшей любимой сестры Анны Петровны.
Маленький герцог Карл-Пётр-Ульрих 7 ноября 1742 года принял православие, после крещения получил имя Петра Феодоровича и был объявлен наследником российского престола. К его 16 годам была приглашена из Германии Анхальт-Цербстская принцесса Софья-Фредерика-Августа. Невесту крестили и появилась православная Екатерина Алексеевна. А 12 августа 1745 года состоялась свадьба наследника Петра Феодоровича и Екатерины Алексеевны.
К сожалению, будущий наследник сильно разочаровывал императрицу, он был очень упрям, и озадачивала его любовь к муштре солдат по прусскому принципу. Императрица не допускала его до государственных дел. Но, когда в 1754 году у молодых родился сын – Елизавета Петровна была счастлива и сразу отобрала новорожденного Павла в свои покои и отдавала ему всю свою нерастраченную любовь.
С 1744 года Елизавета состояла в морганатическом браке с графом Разумовским, к счастью, простым и честным человеком, лишённым честолюбия и интриганства, которые всегда процветали при дворах.
Так и при дворе Елизаветы правительство разбилось на две партии, но императрица спокойно взирала на это противостояние и не выделяла никого из них.
Надо отметить, что у истоков большинства полезных начинаний в царствование Елизаветы стояли двоюродные братья Шуваловы.
Иван Иванович Шувалов фаворит императрицы был меценат и покровительствовал просвещению. Наиболее ярким актом такого рода явилось основание в 1755 году в Москве по проекту М.В. Ломоносова первого в России университета с двумя гимназиями при нём. Шувалов стал первым куратором университета. При университете он основал типографию. Шувалов способствовал созданию в Петербурге Академии художеств в 1757 году и был её первым президентом до 1763 года. По его же инициативе возникла в 1758 году первая провинциальная гимназия в Казани.
Пётр Иванович Шувалов был фактическим руководителем правительства при Елизавете Петровне. Он был автором и инициатором ряда проектов экономических и финансовых преобразований: уничтожение внутренних таможен, создание государственных банков – Дворянского и Купеческого. Участвовал в усовершенствовании организационной структуры армии и системы её управления в ходе Семилетней войны.
В 1755 году сильно ухудшилось здоровье императрицы, именно потому через год была создана Конференция – государственные дела не могли ждать. В конце 1760 года Елизавета Петровна тяжело заболела, казалось, все её болезни набросились разом: и астма, и диабет, и участившиеся припадки эпилепсии – всё изводило страдалицу.
25 декабря 1761 года Елизавета Петровна скончалась.
Народ горевал об усопшей императрице. При всех её недостатках, надо отдать ей должное – одной из черт её характера было милосердие: за 20 лет правления Елизавета не подписала ни одного смертного приговора. А от отца ей досталась в наследство огромная любовь к России и гордость за неё. Все это чувствовали и за это тоже любили дочь Петра Великого.
“Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII века, которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакивали по смерти” (В.О. Ключевский). [/sms]
17 янв 2009, 12:29
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.