Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Реферат: История экономического развития Карачарово (р-он г. Москвы)
[sms]
Административно Карачарово входит в Нижегородский муниципальный округ ЮВАО г. Москвы. Основные транспортные артерии, имеющие большое значение для района — Рязанский проспект, Перовское шоссе и шоссе Энтузиастов. Рязанский проспект получил свое название в 1964 году в результате объединения улицы Карачарово и Рязанского шоссе. Эта дорога, ведущая из Москвы на Юго-восток, связывает Москву с Коломной, Рязанью. Именно эта дорога, проходившая непосредственно через бывшее село, сыграла основную роль в развитии и специализации этого района.
Перовское Шоссе, полностью входящее сейчас в черту города, связывает центр Москвы с районом Перово. Перово, которое до 60-х годов развивалось самостоятельно, имеет давнюю промышленную специализацию. Уже в 80-х годах XIX века там появились вагонные мастерские; с этого времени в Перове один за другим появляются новые заводы и фабрики. В 1938 г. разрастающееся Перово поглотило Карачарово, а в 60-е годы Перово вошло в состав Москвы в качестве одного из районов. Шоссе Энтузиастов непосредственно через Карачарово не проходит. Но этот оживленный торговый путь, появившийся только в 18 веке, связывает Москву с третьим по величине городом России — Нижним Новгородом. Наличие дороги, особенно в индустриальный период развития, безусловно, способствовало развитию Карачарова.
Район Карачарово насыщен железными дорогами. Здесь перекрещиваются Горьковская, Казанская, Курская ж/д и московская кольцевая ж/д. Дороги были построены задолго до революции — все они функционировали уже в середине XIX века. Наличие такого количества железных дорог, ведущих на Восток и Юг России, конечно же, создавало серьезную предпосылку для развития промышленности в Карачарове.
Карачарово — это древнее село, известное с 16 века. Упоминание о Карачарове относятся к 1571 г. 400 лет назад оно принадлежало боярину Стрешневу, пострадавшему во время опричнины: царевы слуги разорили непокорного боярина, и Карачарово перешло во владение царя Ивана Грозного, а затем с середины 16 до середины 18 вв. являлось владением Андроникова монастыря. С 1764 г. село перешло во владение государства.
Первоначально село Карачарово раскинулось поблизости от нынешней железнодорожной станции "Новая" Казанской железной дороги, на высоком бугре у пруда Ключики, который славился прозрачной родниковой водой. Здесь проходила старая Коломенская дорога, а неподалеку находился большой лесной массив.
Жизнь карачаровцев была не очень спокойной. Окрестный лес постепенно стал убежищем разбойничьих шаек, грабивших на коломенской дороге; число их быстро увеличивалось. Из-за грабежей едущие в столицу стали сторонится этой дороги. Деловые люди и крестьяне, едущие в столицу, стали предпочитать новую Коломенскую дорогу (ныне — Рязанское шоссе), которая была проложена на другом, открытом месте. Постепенно перебрались на новое место и жители села Карачарово, которые с упадком значения старого торгового пути лишались немалой части доходов от проезжающих, и по обе стороны вновь проложенного тракта выросло большое село, сохранившее прежнее название — Карачарово.
Любопытны предания о происхождении названия села. По одной из них, название Карачарово произошло от выселок, первое население которых составили жители Москвы, высланные сюда из-за приверженности к занятиям колдовством и знахарству ("кара за чары"). В других сказаниях, дошедших до наших дней, утверждается, что наименование дали выселкам, где проживали люди с чрезмерным пристрастием к "зеленому змию" ("кара за чару"), т. е. за чарку. Хотя сомнительно, чтобы во времена, когда царские указы запрещали даже гнать "питухов" (пьяниц) из кабаков, кого-то могли выслать за пьянство из Москвы. Третья версия говорит, что название Карачарово — нерусского происхождения, произошло от двух татарских слов "кара" и "чара", что по-русски означает "черный ручей". Значительную часть населения, действительно, составляли татары; правда, большинство всегда было русским. Это следует из того, что мечети в селе не было, а церковь сохранилась и до наших дней.
В те времена Карачарово представляло собой, скорее всего, большой постоялый двор. Торговая дорога предполагала наличие кабаков, ямщицких станций, ночлежек. Деловые люди немало способствовали процветанию села, в свою очередь, извлекая пользу и для себя: здесь узнавали последние столичные новости, цены на рынках, чтобы можно было иметь представление о том, как вести торговые дела. С годами Карачарово росло, чему опять-таки способствовали его расположение на оживленном пути и близость к Москве.
Крестьянская община интенсивно развивала огородничество: в основном, сажали картофель, а также специализировались на некоторых кустарных промыслах. Такая двойственность в экономике села объяснялась, прежде всего, тем, что до Октябрьской революции распределение земли по крестьянским домам производилось по количеству душ в семье, а наличие душ женского пола при этом государством не принималось во внимание. Поэтому крестьянский двор с преобладающим мужским населением получал земли несравненно больше, чем семья, где было больше женщин. Такое неравноправие в распределении земли неизбежно привело к тому, что часть жителей села, получившая достаточно земли, занялась огородничеством, а при наличии лошади — и извозом. Малоземельные же дворы потянулись к кустарным ремеслам. Они вили шнуры и веревки, вязали сетки для детских кроваток и гамаков. Наиболее искусные оплетали шнуры разноцветными шелками и делали мужские пояса с цветастыми кистями. Вся эта продукция находила сбыт на московских рынках. Крестьяне платили оброк Андроникову монастырю, а также отрабатывали барщину на покосных землях монастыря.
В конце XIX века Перово, Кусково, Вешняки и прилегающие к ним села интенсивно застраиваются дачами. Особенно широкое строительство велось в районе Перово, Чухлинки (вместе — более 300 дач к началу XX века), но и в районе Карачарова имелось немало дач. Живописные ландшафты этой местности были очень притягательны для москвичей; из-за близости к Москве и Перово к дачам уже в 1870-х был подведен водопровод, электричество. Дачные поселки были очень ухоженные, благоустроенные; понятно, что купить дачу в этом районе могли лишь обеспеченные люди. Тем не менее, строительство дач не прекращалось и было прервано только Октябрьской революцией. К сожалению, ни одной дачи сейчас ни в Карачарово, ни в Перово не осталось — за время гражданской войны часть их была разобрана на дрова, а во время индустриализации все дачи были окончательно снесены, и сейчас уже ничто в районе не напоминает об этом времени.
После Великой Октябрьской революции, как и в других селах России, согласно Декрету о земле был произведен передел земли с расчетом на каждого едока. Одновременно происходила ликвидация помещичьих угодий и раздел их между крестьянами.
11 июня 1918 г. ВЦИК принял Декрет, на основании которого повсеместно были созданы волостные и сельские комитеты бедноты (комбеды). Они стали опорными пунктами диктатуры пролетариата в деревне, сплотили массы бедноты, середняков, и тем упрочили позиции Советской власти в деревне. Однако и в первые годы после Октября экономика села Карачарово мало изменилась. По-прежнему владельцы огородов выращивали овощи и картофель, сбывая их на рынках Москвы, а кустари занимались своим промыслом (чему затем немало способствовала новая экономическая политика). Свои же земельные наделы они сдавали в аренду огородникам.
Казалось, что Карачарово ожидает судьба многих подмосковных деревень, "оседлавших" дороги в столицу. К тому же, Рязанская дорога оставалась одной из самых оживленных. С конца весны и до первого снега, с рассвета и до темноты по ней грохотали крестьянские телеги на кованых колесах. В Москву везли овес, сено, а из более южных районов — овощи, ягоды, яблоки. В городе закупались преимущественно удобрения для полей, предметы быта. Не уменьшался грузопоток и зимой — столицу снабжали рыбой (нередко с самого Каспия), другой снедью из дальних деревень, которую хотели продать подороже. Большим спросом у московских дворников пользовались метлы.
Но летом 1918 г., с началом гражданской войны, положение в стране резко изменилось. Тяготы и лишения не обошли и подмосковные села. Москва испытывала острую нужду в продовольствии и топливе. Поэтому Московский совет и Московский комитет партии постановили формировать из рабочих "лесные дружины" для рубки дров и доставки их в Москву. Одним из таких отрядов был вырублен большой Карачаровский Баулин лес, еще оставшийся от огромного лесного массива. По всей видимости, часть дач была разобрана одним из таких отрядов.
После гражданской войны и послевоенной разрухи советским правительством был принят курс на коллективизацию и индустриализацию. Первая пятилетка и коллективизация сельского хозяйства в корне изменила жизнь карачаровцев. В конце 1929 г. в селе возник колхоз "Красная Победа". Правда, просуществовать ему удалось лишь до 1931 г. Связано это было с внедрением программы индустриализации. Для строительства заводов и фабрик понадобились земли, рабочие руки. И земельные угодья колхоза "Красная Победа" отводятся под строительство промышленных объектов пятилетки. Первым в Карачарове начал строится завод "Фрезер", специализирующийся на производстве металлорежущих станков, затем завод "Стальмост" (ныне завод "Станкоагрегат"). Земля отводилась не только под заводы, но и под заводские жилые дома, помещения для строителей; многочисленные склады и базы также занимали много места. В результате, прежнее Карачарово практически исчезло. Там, где раньше рос картофель, овощи, стояли деревенские дома, теперь появились производственные корпуса, каменные дома.
На месте когда-то живописного пруда Ключики рядом с новыми зданиями разбили большой сквер. Память о бывшем селе Карачарово сохранилась лишь в названиях некоторых улиц. Естественно, резко изменилась и социальная структура населения Карачарова. Работоспособные сельчане, в основном молодежь, шли на стройки, на ходу осваивая новые строительные специальности, а затем, также на ходу, переквалифицировались в заводских рабочих. С исчезновением извоза большая часть тех, кто им раньше занимался, стала водителями — в этом им помогало хорошее знание московских улиц.
Судьба Карачарово во многом повторяет судьбу всей страны. Во время войны много мужчин ушло на войну. После войны стране нужны были материальные, финансовые, трудовые резервы; осуществлялось восстановление хозяйства страны. Тем не менее, Карачарово продолжало развиваться — в 1948 г. было принято решение о создании в Карачарове мастерских, поставляющих металлоконструкции для строящегося высотного здания МГУ. Впоследствии, в 1950 г. мастерские получили название Карачаровский Механический Завод; сейчас это предприятие является самым большим в Карачарове. Площадь завода — более 20 Га. Оно специализируется на создании промышленных подъемных сооружений и лифтов; сохранилось и производство различных металлоконструкций (так, факел в Лужниках к Олимпиаде-80 был создан именно КМЗ).
Карачарово сохраняло свою промышленную направленность и после преодоления разрухи. Оно продолжало неуклонно развиваться вплоть до конца 80-х годов. Только в характере застройки произошли некоторые изменения: в 50-е и 60-е годы в районе Карачарова строили преимущественно предприятия, а в 70-80 годы — в основном склады и базы. В середине 60-х был построен деревообрабатывающий комбинат — ДОК-3, выпускающий доски, ДСП и другие строительные материалы. А за 1970 – 1985 годы были построены: ТЭЦ, новые склады, районная плодоовощная база, аварийная база Мосводоканала и многое другое. Был также построен Станко-Инструментальный институт — Станкин. Многие выпускники этого института впоследствии работали на заводах в Карачарове. С 1955 по 1965 годы была произведена кардинальная замена устаревшего жилого фонда — вместо бараков строились пятиэтажки, а затем и высотные дома.
Уже к концу 50-х все окрестности Карачарово, все пространство вокруг бывшего города Перово, сел Чухлинка и Вешняков было полностью застроено предприятиями тяжелой промышленности. Границы бурно растущей Москвы быстро приближались к Карачарову. Но территория между Карачарово и прежней границей Москвы застраивалась преимущественно жилыми домами. И сейчас это резкое изменение в характере застройки заметно любому, кто поедет по Рязанскому проспекту. С другой стороны, даже визуально Карачарово сливалось с обширным промышленным районом, центром которого был подмосковный город Перово. Это сходство судеб Карачарово и Перово отразилось в новом административном делении Москвы конца 30-х годов. С 1938 г. Карачарово административно входит в черту Перово. С 1960 года и Карачарово и Перово входят в черту Москвы в качестве района Перово. С 1978 года в результате новой административной реорганизации вплоть до начала 90-х годов Карачарово входит в Волгоградский район, а затем — в ЮВАО города Москвы.
С кризисом, а затем и концом советской власти пришли тяжелые времена и для Карачарово. Общий упадок промышленности сильно сказался на районе — заводы Фрезер и Станкоагрегат на данный момент не функционируют. Большая часть помещений сдана под склады и оптовые магазины. Однако предприятия, связанные с производством непосредственно товаров, а не средств производства, остаются на плаву. Работает и Карачаровский Механический завод, и деревообрабатывающий комбинат. Общая специализация района в данный момент не промышленно-складская, а скорее складская, и уж затем промышленная. Тем не менее, перспективы Карачарово остаются неясными. Такая насыщенность промышленными предприятиями делает район особенно уязвимым перед лицом кризиса. Район ждет либо реконструкция с внедрением новых производств на охваченных кризисом заводах, либо изменение его специализации с созданием на месте части заводов оборудованных складских повешений или других перспективных и нужных объектов.
Одним из признаков такой новой специализации района является создание на базе одного из складских комплексов торговой фирмы "Octopus". Акционерами этой фирмы является немецкий концерн "Varioline" и некоторые другие компании из Великобритании и США.
Библиографический список
Сытин П. В. Вокруг Москвы по окружной железной дороге. М, 1930.
Молева Н. М. Древняя быль новых кварталов. М: Моск. Рабочий, 1982.
Карачаровский наш завод. М: Товарищество "Моск. Журналист", 1989.
Колодный Л. Е. Края Москвы. М: Моск. Рабочий, 1985. [/sms]
19 янв 2009, 10:57
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.