Каледин в карикатуре
Злые и шаловливые карандаши художников-карикатуристов не трогали атамана Каледина. Несмотря на то что имя его было «одиозным», несмотря на овации с одной стороны и проклятия с другой - художники не рисовали Каледина, сатирические журналы чрезвычайно редко останавливались на фигуре и лице атамана.
Один из художников даже жаловался мне: «В Алексее Максимовиче не за что зацепиться».
Перелистывая ворохи журналов - «Сатирикон», «Бич», «Барабан», «Будильник» и др., я нашел только две карикатуры на Алексея Максимовича.
Одна - работа художника Тэдди и напечатана в ж. «Бич» за 1917 г. (помещена в статье. - С.К.). Заголовок «Казачья песня», внизу три куплета, написанные редактором «Бича» А.В. Амфитеатровым. Каледин в изумлении читает свой пресловутый «ультиматум», пожимая в недоумении плечами. Куплеты песни таковы:
Генерал наш Каледин
Получил депеш один:
«Для чего ты бунтовал?»
«Почему ты воевал?»
Отвечает генерал:
«Эка вздоры ты наврал!
На Дону - не Петроград.
Я Нахамкесу не брат.
Не Чернов, не партияк,
- Русский воин я «казак»!»...
В Петрограде жалкий стон,
И... хохочет тихий Дон!
Другая карикатура, к сожалению, карандаша донского казака известного московского карикатуриста Д. Моора. На рисунке уродливые, лишенные минимального сходства, портреты Ленина и Каледина. Сверху над рисунком эпиграф: «По слухам, Ленин-Ульянов - казак из ст. Цымлянской». Внизу надпись, которая не могла бы оскорбить донского атамана уже в силу своей чрезмерной грубости. Что-то вроде: «Два сапога - пара».
Из сатириков никто не писал о Каледине чего-либо обидного. Как-то сразу атамана согрели сочувствием. Несколько раз говорил о нем А.В. Амфитеатров.
Один раз в «Биче», говоря о гидре контрреволюции, А.В. Амфитеатров пошутил: «Телеграфировали генералу Каледину: Если на Дону водится гидра, вышлите немедленно. За ценой не постоим. Отвечал: Гидры нет. Икра есть, балык осетровый, только дорого. Не профершпильтесь».
Острил поэт д'Акриль, говоря о снах поправевшей бабушки революции Брешко-Брешковской:
- И во сне послеобеденном,
Бредит бережно Калединым.
«Сатирикон» персонально атамана не трогал, хотя казачьих тем касался не раз.
Художники, приезжавшие в Новочеркасск, не раз брались за карандаши, чтобы зарисовать атамана на Круге. А.М. Каледин быстро замечал их намерения и закрывал лицо рукой или еще чаще сжимал рукой подбородок. Таким - без подбородка, вышел он в наброске журналиста К Треплева.
Художник Л. Кудин, чтобы нарисовать А.М. Каледина, должен был в союзники пригласить чуть ли не весь состав Войскового правительства во главе с М.П. Богаевским. Едва ли не единственный раз М.П. Богаевский обманул Каледина, когда на третьем - декабрьском Круге прятал за спиной художника, отвлекая от него внимание атамана. Союзником Богаевского был Бадьма Нарапович Уланов, депутат степей в Войсковом правительстве.
Но и этот рисунок не удался. А.М. Каледин некоторое время из скромности делал вид, что не замечает коварства Богаевского, а затем встал и ушел с Круга.