Особое место первого ребенка
У него есть друзья, но нередко он настраивает их против себя тем, что не дает им свои игрушки или в игре никому не уступает и всегда настаивает на своем. Ему бывает очень обидно, когда после ссоры дети бросают его одного. И конечно, он обвиняет всех, кроме себя. Когда сын хочет привлечь внимание взрослых и ему это не удается, то он грубит. Он неплохо учится во втором классе, но учитель говорит, что мальчик часто на уроках «витает в облаках» и не работает соответственно своим возможностям. Дома он очень ревнует нас к своей младшей сестре, обижает ее и не дает играть в свои игрушки.
Сын никогда не рассказывал мне свои секреты, - продолжала мама, - но мне почему-то казалось, что я понимаю его лучше, чем других детей. Может быть, мы с ним слишком похожи? Когда он родился, я не знала, как обращаться с ребенком, и чувствовала себя очень неуверенно. По любому поводу я лезла в книгу, рассказывающую об уходе за детьми, или вызывала врача. Ребенок доставлял нам много хлопот, особенно в первые три месяца после рождения. Может быть, с этого все и началось? Он никогда не признавал строгого обращения с собой. Когда ему исполнилось два года, то мне было очень трудно с ним. Он всегда хотел есть сладости, и я ему ни в чем не отказывала, хотя знала, что поступаю неправильно. Он никогда не хотел делать то, о чем его просили.
Я старалась его убедить, часто срывалась и кричала на него. Иногда я наказывала сына, но и это не помогало. После ссоры и моего крика я всегда чувствовала себя виноватой. Каждое утро я решала, что буду более терпеливой, но тогда он «садился мне на шею» и вновь вызывал у меня большое раздражение.
Со вторым и с третьим ребенком мне несравнимо легче. Все, что я делаю, оказывается правильным. Но это нисколько не помогает мне управляться со старшим сыном».
Приведенный пример - довольно типичный монолог мамы (иногда папы). Конечно, аналогичная ситуация в других семьях бывает не так резко выражена или может вообще отсутствовать.
Подобные отношения могут сложиться у родителей и со вторым, а возможно, и с более поздним ребенком. Но мне кажется, что описанная ситуация более типична в отношениях с первым ребенком, что она наиболее ярко показывает трудности, с которыми чаще всего сталкиваются молодые родители.
Отсутствие опыта оказывает влияние особенно на тех родителей, у которых нет чувства уверенности в себе. Мамы и папы начинают сомневаться в своих способностях трудиться в этом новом для них деле. В своей неуверенности они похожи на людей, которые впервые сели на лошадь. Они слишком робки и скованны. А дети (как и лошади) хорошо ощущают эту неуверенность.
По моим наблюдениям, молодые родители, имеющие образование, чаще сомневаются в процессе воспитания, чем родители менее грамотные. Может быть, это можно объяснить тем, что воспитание первого ребенка похоже на экзамен в колледже: ты или знаешь материал, или нет. Если нет, то тебе ставят плохую отметку. Даже через тридцать лет после окончания колледжа мне еще снилось, что я иду неподготовленным на экзамен. А многие ли девушки и юноши имели возможность учиться обращению с детьми? Поэтому нет ничего удивительного, что первый ребенок вызывает у родителей порой совсем необъяснимые тревоги.