О чрезмерной зависимости детей от родителей
Однако далеко не во всех семьях наблюдается наибольшая зависимость от родителей именно у первого ребенка. Иногда более зависимы вторые или третьи дети. Встречаются семьи, в которых вообще не наблюдается такое явление. Но если в семье есть тенденция к зависимости, то она чаще всего обнаруживается у самого старшего ребенка.
Зависимость от окружающих у детей развивается настолько постепенно, что родители порой и не замечают этого процесса. В отношении первенца они обычно осознают эту зависимость только после рождения второго малыша.
Какие чувства заставляют родителей так волноваться при воспитании первого ребенка, в результате чего он оказывается в большой зависимости от них?
Первым из этих чувств я считаю беспокойство. Вполне понятно волнение, особенно молодых родителей, по малейшему поводу: из-за икоты, температуры, веса, дыхания малыша. Когда он первый раз споткнется и упадет, мама так пугается, что у нее замирает сердце, и она чувствует себя очень виноватой. Первый насморк кажется опасной болезнью, а небольшая температура - трагедией. Чрезмерное беспокойство мамы мгновенно выражается на ее лице, в ее голосе, в ее реакции на плач малыша.
После годовалого возраста малыш перестает быть милой «куклой», поэтому беспокойство мамы и папы еще более возрастает. Ребенок начинает демонстрировать целый комплекс таких качеств, которые причиняют особое волнение: он желает многое делать по-своему, проявляет упрямство, порой ведет себя вызывающе, даже агрессивно, или очень робко.
Мать и ребенок могут пререкаться друг с другом по любому поводу (еды, умывания и т. п.). Наивысший накал пререканий обычно бывает тогда, когда ребенок не хочет, но должен что-то делать или хочет, но не должен делать. В таких ситуациях многое зависит от мамы. Нельзя в эти моменты нервничать. Их надо использовать для воспитания у ребенка дисциплины и выдержки. Спокойное поведение матери даже в таких случаях сближает ее с ребенком и не дает возможности возникнуть антагонизму.
С более поздними детьми родители чаще всего ведут себя, на мой взгляд, куда легкомысленнее. Я уже говорил, что это объясняется тем, что они, постепенно успокоившись при воспитании первого ребенка, уверовав в свои возможности, подходят к воспитанию второго ребенка уже более спокойно. А в итоге получают лучшие результаты, так как не осложняют свою жизнь волнением из-за малейшего нарушения детьми дисциплины. Обращаю еще раз внимание на семейную атмосферу. Когда она нормальная, то родители считают, что все находится под их контролем. Поэтому даже малейшие разногласия быстро пресекаются, а ребенок после вмешательства родителей бывает менее обидчив и раздражителен.
Следующее, очень важное чувство, возникающее у родителей, - это чувство радости даже от одного взгляда на своего первого малыша. Всем известно, какой восторг вызывает у мамы и папы первая настоящая улыбка их отпрыска. Они хотят, чтобы малыш улыбался еще и еще, бесконечно. Маме трудно удержаться, чтобы не расцеловать и не пощекотать его, когда она впервые слышит его смех.
А какое счастье для родителей разделить вместе с малышом его радость и удивление от «открытия», что на ноге у него есть пальцы и их можно аппетитно пососать.
Какое счастье испытать величайшую гордость от «уникальных» способностей своего ребенка, когда он впервые услышит в телефонной трубке папин голос и скажет «папа»! Мама готова говорить о его гениальности.
Родители спешат показать своему первенцу зоопарк, цирк или механический экскаватор в действии. Папе не терпится купить ему электрическую железную дорогу за два года до того, чем следует. С энтузиазмом папа демонстрирует своему малышу различные игры, которые ребенок может понять минимум через пять лет.
Многие родители пытаются быть на одном уровне со своим ребенком, чтобы поиграть с ним и показать ему чудеса, которыми полон мир. Мамы и папы не были бы хорошими родителями, если бы не стремились помогать своим детям познавать все, что их окружает.
Но главная проблема молодых родителей, на мой взгляд, состоит в том, что вся масса чувств, накопленная еще в преддверии рождения малыша, беспокойная неуверенность и радостное предвкушение, вырывается наружу и обрушивается на первенца. Думаю, что большинство родителей чувствуют себя при этом так, будто собираются в первом ребенке прожить еще раз свою жизнь со всеми теми тревогами и волнениями, которые появлялись по мере того, как они взрослели.