Игры отца с детьми
В разговоре об энергичном папе мне бы хотелось сказать несколько слов о шумных играх. Очень многие папы считают различного рода возню, борьбу, игры в великанов, ревущих диких зверей одним из обязательных способов развлечения своих детей. Многие из них с энтузиазмом реагируют на такие игры, что еще больше подхлестывает пап. Но психологические наблюдения за детьми показывают, что в ряде случаев эти игры действуют слишком возбуждающе, особенно на маленьких детей, которые еще четко не представляют себе, когда явление настоящее, а когда идет игра. Оказывается, некоторые игры пугают детей, а другие, доставляя им слишком большое удовольствие, сильно их возбуждают. Это вредно. При таких играх надо иметь чувство меры и не уделять им много времени.
Одна из возникающих время от времени трудностей состоит в том, что некоторые полные энтузиазма папы начинают интересоваться кубиками, поездами, конструкторами своего сына до такой степени, что, не замечая своего рвения, берут инициативу в свои руки. Они порой придумывают такой план игры, выполнить который ребенок еще не в состоянии. Такие папы с излишней настойчивостью продолжают учить своего ребенка, который не может понять, что от него хотят. Отцы при этом раздражаются, сердятся на ребенка за то, что он не может усвоить объяснения. Обычно ребенок находит себе какое-то другое дело, не спеша занимаясь которым получает чувство удовлетворения, предоставив папе одному выполнять свой план игры.
Когда отец с удовольствием переживает все радости детства, играя со своими детьми, когда он любит ходить с ними в музеи, в кино и театры, в зоопарк и в цирк, то такое общение делает счастливыми как детей, так и родителей. Если же отец выполняет все то же самое вынужденно, с раздражением, то его общение с ребенком только ухудшает отношения между ними.
Очень сближают отца с сыном, например, совместные занятия плотническим делом, рыбалка вдвоем или наблюдения за игрой в футбол. Дети очень благодарны за доставленное им удовольствие. Подобные ситуации никогда не бывают искусственными. Радость, которую испытывают отец и ребенок в часы взаимного общения, является существенным фактором формирования товарищеских отношений между ними.
Опытный папа знает, что всякое развлечение имеет свои подводные камни. А неопытных пап следует предостеречь. Внимание устойчиво, когда детей что-то очень интересует, но интерес может быстро исчезать. За таким отношением ребенка к тому или иному явлению надо следить. Например, двенадцатилетний ребенок может в детском магазине быстро потерять интерес к какой-то игре, понравившейся папе, и начать обращать внимание на продавцов сувениров и лимонада.
Интересно, что у детей даже с плохим аппетитом очень часто просыпается чувство голода, когда они находятся в общественных местах. Они упрашивают родителей купить им бутылку воды, хотя знают, что, подождав пятнадцать-двадцать минут, могут взять такую же бутылку дома из холодильника.
На стадионе во время футбольного матча ребенок может вызвать раздражение отца тем, что в самые любопытные моменты начинает расспрашивать папу о работе табло, задавать вопросы о зрителях на трибуне, волнения которых кажутся ему забавными, просить прочитать ему рекламные объявления, то есть обо всем, только не об игре. Отсутствие интереса к спорту может рассердить неопытного папу. Впоследствии он, возможно, поймет, что такое поведение ребенка вполне нормальное явление, и будет идти на компромисс: брать с собой сына тогда, когда чувствует, что сможет терпеливо к нему относиться, либо договариваться с другим папой и его сыном, чтобы каждый из них имел на стадионе подходящую по возрасту компанию.
Опытный папа предвидит поведение сына, который дома утверждает, что обожает рыбную ловлю, а на рыбалке очень скоро может начать бросать камни в воду. Когда сын хочет плотничать вместе с отцом, то от родителя требуется большое терпение. Возможно, сын захочет помочь папе, но он может от неумения испортить вещь, которую делает отец. Может быть, он решит сам смастерить что-нибудь сложное и при этом сломает какой-то инструмент, которым может себя поранить. Неопытный отец обычно бывает очень возмущен, а мальчик обижен, особенно если отец сказал ему свои замечания покровительственным тоном.
Папе лучше всего вначале объяснить ребенку правила пользования инструментами и помочь сыну работать безопасно. Ему надо сказать, что он еще не может пользоваться всеми инструментами, пока не подрастет. Затем надо предоставить мальчику возможность мастерить по его желанию. При этом папе лучше всего ничего не предлагать самому и не критиковать выбор сына. Обычно дети бывают довольны своими результатами, поэтому болезненно относятся к резкой критике взрослых, которые своими высказываниями могут навсегда отбить у ребенка охоту заниматься понравившимся ему делом.
В каждом доме найдется много работы и для пап, и для сыновей. Иногда мамы и папы склонны не привлекать маленьких детей к домашней работе, предполагая это делать только тогда, когда они подрастут. Для детей исключительно полезно чувствовать себя нужными. Эту возможность надо им предоставлять даже тогда, когда их работа приносит больше хлопот, чем пользы.
Постоянное участие в домашних делах отца учит мальчика терпению. Поэтому он, достигнув такого возраста, когда может самостоятельно справиться с работой, будет хорошим помощником отцу. Это нужно делать не Только для поддержания товарищеских отношений. Следует учитывать, что большинство мальчиков-подростков не выполняют домашнюю работу, если у них нет компании.
Родителям советую помнить, что хорошие отношения между отцом и сыном зависят также и от того, как они реагируют на события повседневной жизни, например на утренние подъемы, на совместный завтрак, обед или ужин, на разговоры о школе или о каких-либо событиях, на выполнение различной работы. Если отец и сын с уважением относятся друг к другу, то им приятно быть вместе.
Конечно, встречаются некоторые папы, которые никакой воспитательной работы с сыновьями не ведут и тем не менее оказывают на них благоприятное влияние. Думаю, что авторитет отца в таких случаях создает мать и окружающие ребенка люди.
Большую роль в формировании товарищеских отношений играют совместные путешествия, во время которых родители и дети сильнее сближаются, открывают друг у друга такие качества, выявить которые в повседневной жизни бывает невозможно. Прогулки, походы, путешествия с родителями запоминаются детьми на всю жизнь, добавляя какие-то новые штрихи в их товарищеские взаимоотношения.