Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...

Если ребенок - нытик

03 июн 2009, 15:44

Если ребенок - нытикОтношения мамы и ребенка могут образовывать «заколдованный круг». Полагаю, что нытье, хныканье наиболее присущи детям в возрасте от двух до трех лет. Но я помню случаи, когда эта тенденция проявлялась у малыша раньше, еще до года. Следует сказать, что встречаются и взрослые люди, которые хнычут и жалуются всю жизнь.

Вначале попробуем проследить, как развивается эта черта характера, на примере двух детей. Рождение одного из них - мальчика - родители ждали несколько лет. Поэтому они были чрезмерно рады его появлению на свет. Они постоянно играли с малышом или носили его на руках почти все время, даже тогда, когда он бодрствовал. На мой взгляд, уже в этом поведении родителей проявились первые элементы неправильного воспитания. Ребенок, привыкая к тому, что его всегда развлекают, постепенно утрачивает способность играть самостоятельно.

Когда мальчику исполнился год, то он уже гораздо дольше находился в состоянии бодрствования. Он все время требовал привычных развлечений. А терпение мамы к этому времени дошло до предела. Кроме того, в годовалом возрасте ребенок перестает быть совершенно беспомощным, поэтому у родителей ослабевает желание постоянно его баловать. Если родители продолжают свою линию поведения, тогда они до двух-трехлетнего возраста ребенка говорят с ним на его языке, кормят его из бутылочки, носят на руках.

В приведенном примере мальчик постоянно требовал, чтобы его взяли на руки, он хныкал и не переставая протягивал руки. Мама пробовала игнорировать его призывы, но надолго ее сил не хватало. Плач ребенка становился невыносимым. Мать брала малыша на руки на несколько минут, успокаивала, пыталась положить его в кроватку. А ребенок реагировал на это моментально. Он начинал плакать с новой силой. И так продолжалось постоянно. Мать терпела нытье ребенка до определенного момента, а затем все равно уступала ему.

Думаю, что дети уже к десятимесячному возрасту чувствуют раздражение матери даже тогда, когда она его скрывает. Это обстоятельство одновременно и злит, и сдерживает как маму, так и ребенка. Такая комбинация чувств стимулировала ребенка требовать к себе еще большего внимания. Он уже вполне мог оценить силу своего воздействия на маму, потому что она не пресекала его чрезмерные требования, что вело к усилению его натиска. Отношения мамы и ребенка образовали «заколдованный круг». Малыш держал мать в постоянном напряжении, а она не в силах была ему противостоять. Постепенно у нее ослабевала способность относиться к ребенку дружелюбно.

В следующем случае речь пойдет о восьмимесячной девочке. Когда она родилась, ее родители были женаты всего около года. Вскоре после рождения дочери ее отца призвали на воинскую службу (это происходило во время второй мировой войны). Мама девочки была женщиной по натуре очень беспокойной. Она тяжело переживала предстоящую разлуку. После отъезда мужа она с дочерью стала жить уединенно, почти ни с кем не общаясь. У нее не было близких друзей и родственников.

Девочка реагировала на настроение матери. Она становилась все беспокойнее и требовательнее. Маме приходилось носить ее на руках даже в тех случаях, когда она занималась домашними делами. В конце концов девочка перестала давать матери возможность не только оставить ее в манеже, но и отлучиться даже на минуты. Мама вынуждена была находиться около ребенка до тех пор, пока девочка не засыпала, - до десяти-одиннадцати часов вечера. Мама совсем не имела покоя. Дочка постоянно, почти не переставая, хныкала.

Я полагаю, что молодая мама испытывала какое-то чувство обиды на ребенка, появившегося слишком скоро в ее короткой супружеской жизни. Вероятно, сложившаяся ситуация способствовала усилению раздражения со стороны мамы, но она не позволяла себе вымещать свое настроение на ребенке. Она уступала всем требованиям девочки без сопротивления. Наверное, женщине так было легче.

Второй случай более выразителен, чем первый. Но я думаю, что он только более четко раскрывает одну и ту же ситуацию: ребенок требует от мамы больше внимания, чем она в состоянии уделить ему. С одной стороны, она возмущается его поведением, а с другой - не может противостоять его капризам. Ребенок чувствует раздражение матери и силу своего воздействия. Эти факторы ведут к развитию определенного типа поведения детей.

К двух-трехлетнему возрасту ребенка ситуация обычно выглядит не столь драматично. Он чаще всего находит себе какое-нибудь занятие дома или играет с другими детьми во дворе. Поэтому черты нытика в его характере начинают проявляться по-другому. Например, он может требовать повышенного внимания к себе тогда, когда его мама разговаривает по телефону. Он может проситься на прогулку в дождливый день, когда невозможно идти гулять. Ребенок-нытик как бы постоянно задает себе вопрос: «Что можно сейчас придумать, чтобы похныкать?»

На мой взгляд, существует два типа реакции матерей на детей-нытиков. Первый тип обычно наблюдается у очень совестливых и дисциплинированных матерей. Они сохраняют спокойное выражение лица и говорят ровным голосом даже тогда, когда ребенок донимает их хныканьем в течение нескольких часов. Другой тип реакции состоит в том, что мать быстро раздражается, даже злится из-за нытья ребенка. Со стороны очень хорошо видно, что от гнева мамы поведение ребенка не улучшается. Видимо, разница между этими двумя типами реакции на капризы и нытье детей заключается в различной степени самоконтроля матерей.

Мне вспоминается, как много лет назад я выезжал на пикник с одной семьей, в которой сложилась нездоровая обстановка из-за постоянного нытья пятилетнего мальчика. Думаю, что такая атмосфера в семье создалась из-за того, что мать с поразительной беспечностью позволяла ребенку быть нытиком. Причем мать была достаточно строга к своим старшим детям, которые росли послушными и жизнерадостными ребятами. Глядя на них, никому и в голову не пришло бы подумать о том, что они могут докучать другим людям.

В отношении сына-нытика наблюдалась интересная картина: его нытье проявлялось лишь в отношениях с мамой, а с другими членами семьи он вел себя вполне нормально. Стало очевидным, что его бесконечные жалобы и требования нужны ему были только для того, чтобы досадить маме. Я всегда придерживался убеждения, возможно слишком упрощенного, что любая мать в состоянии справиться с ребенком-нытиком. Для этого только надо правильно вести себя с первых дней после рождения малыша. Иногда мамы и папы очень быстро, порой не разобравшись, принимают решение о наказании ребенка или мгновенно отвечают отказом на его просьбу, не выяснив ее мотивы. А чуть позже они начинают сомневаться в правильности своих решений. Ребенок обычно моментально улавливает сомнения родителей и усиливает натиск. Иногда бывает так, что мама, будучи в плохом настроении, предъявляет ребенку несправедливые претензии, а потом, спохватившись, позволяет ему, как бы в качестве компенсации, безнаказанно хныкать или вести себя грубо.

Такое почти никогда не происходит, если родители уравновешенны и уверены в своих решениях. Когда они чувствуют настоящую любовь к своим детям, то им легче управлять каждым своим ребенком. Быть дружелюбными, но твердыми - лучший стиль поведения. С такими родителями дети скорее соглашаются, у Них чаще возникает желание сделать мамам и папам приятное.

Когда родители объясняют ребенку, что хорошо и что плохо, их голос должен звучать твердо, без малейших признаков сомнений. Ребенку, начинающему ныть в надежде на исполнение своей неразумной просьбы, советую сказать: «Ты ничего не добьешься своим хныканьем». А из интонации голоса ребенок должен понять, что его попытки бесполезны.

Поэтому, когда ребенок, несмотря на усилия родителей, все же постепенно превращается в хронического нытика, родителям в первую очередь следует обратить внимание на самих себя и свое поведение, проанализировать интонации своего голоса: нет ли в них скрытого чувства вины, сомнения? Дети быстро улавливают их проявление. Это весьма грустная ситуация, так как обе стороны лишают себя возможности испытывать друг к другу теплые, нежные чувства, так необходимые и родителям, и детям.

Очень трудно обнаружить истинные причины появления ребенка-нытика. Корни этого явления могут уходить глубоко в его раннее детство. Возможно, ребенок не получал достаточно материнской ласки в младенческом возрасте, а может быть, причины находятся еще глубже - в отношениях родителей ребенка с их собственными родителями, братьями или сестрами. Советую в таких случаях обратиться в семейную консультацию.

Позволю себе вернуться к тому моменту, когда я говорил об упрощенном взгляде на проблему. В первую очередь я имел в виду наиболее типичные причины хныканья. Но могут быть другие, в том числе физиологические, причины данного симптома. Примером могут служить некоторые хронические желудочные заболевания, которые могут проявляться у детей в возрасте около года и сопровождаться расстройствами эмоциональной сферы.

Поэтому, заканчивая эту главу, я хочу напомнить родителям, особенно матерям: если ваш ребенок проявляет симптомы нытика, то ситуацию необходимо в первую очередь рассмотреть двусторонне: с точки зрения психологии и с позиций физиологии. Следовательно, родителям надо обратиться к соответствующим специалистам.



03 июн 2009, 15:44




Если ребенок - нытик


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.