Константин Сергеевич Станиславский. Биография
Гениальный актер Станиславский был и гениальным режиссером-новатором, определившим своим постановочным искусством генеральную линию режиссерской эстетики XX века. Его постановки стали классическими. Константин Сергеевич разработал методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ - «систему Станиславского». Его идеи оказали огромное влияние на методы актерского мастерства в Европе и США.
Станиславский впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра, отмеченного единством художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля, целостностью актерского ансамбля, психологической обусловленностью мизансцен.
Он добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания.
Воплощение жизни человеческого духа - вот что превыше всего ценил в театре Станиславский. Созданные им спектакли проникнуты подлинной красотой человеческих отношений, глубоким знанием той исторической или современной обстановки, в которой жили, страдали, боролись, любили герои драм, комедий и трагедий.
Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский) родился в Москве 5 января (старого стиля) 1863 года. Сорок лет прожил он в доме родителей у Красных ворот.
Дед Станиславского основал крупную фирму «Т-во В. Алексеев и К°». «Мой отец, Сергей Владимирович Алексеев, чистокровный русский и москвич, был фабрикантом и промышленником. Моя мать, Елизавета Васильевна Алексеева, по отцу русская, а по матери француженка, была дочерью известной в свое время парижской артистки Варлей, приехавшей в Петербург на гастроли», - вспоминал Константин Сергеевич.
Родители Станиславского не жалели денег на воспитание детей. Уроки в классах сменялись уроками танцев, иностранных языков, фехтования, всевозможными физическими упражнениями.
Гимназию Костя не любил, его угнетала система так называемого классического образования, с обязательным изучением латыни и греческого, что требовало бесконечной зубрежки. В 1880 году он ушел из гимназии, так и не закончив курса.
Еще в детстве маленький Костя был влюблен в театр. Сначала это были просто домашние игры вместе с братьями и сестрами в театральные представления, потом их сменили случайные любительские спектакли. Затем в доме родителей сложилась уже сплоченная группа энтузиастов театра, получившая название «Алексеевский кружок».
Много лет проработал Константин на золотоканительной фабрике отца, став опытным специалистом-инженером, а позднее и одним из директоров. Для изучения усовершенствованных машин он не раз ездил во Францию и добился их внедрения на своей фабрике.
Однако настоящим призванием Станиславского оказался театр. В 1888 году он становится одним из руководителей Московского общества искусства и литературы.
Общество искусства и литературы и стало основой будущего Художественного театра. Решение о его организации было принято Станиславским в 1897 году после встречи с писателем и критиком В. Немировичем-Данченко. Во время продолжительной беседы они наметили концепцию театра совершенно нового типа.