Сиддхартха Гаутама (Будда). Биография
Сиддхартха Гаутамастал основателем одной из трех основных мировых религий - буддизма. Как отмечает Лама Анагарика Говинда, Будда «был первым среди великих основателей религий и мыслителей, кто обнаружил, что не так важен результат человеческого мышления, - так называемые «идеи» или мнения, верования или неверия, другими словами, концептуальное знание, будь оно выражено в форме религиозных догм, «вечных истин» или в форме научных формулировок и постулатов, - как то, что ведет к этому результату, а именно - метод духовной активности и мышления. Можно утратить все наши драгоценные научные результаты и достижения, и это не причинит существенного вреда до тех пор, пока мы обладаем методом, ибо с его помощью мы способны восстановить все утраченные результаты. Но если бы мы утратили метод, то даже огромнейшее собрание всех научных фактов и результатов не способно было бы нам помочь».
Во второй половине VI века до н.э. в северо-восточной Индии (в настоящее время Непал) правил царь Шуддходан. «Царь закона, он управлял по закону. В стране Шакьев не было ни одного царя, более почитаемого и уважаемого всеми классами его подданных», - говорят про него летописи.
Первую, главную жену Шуддходана за красоту прозвали Майя, что значит «призрак», «иллюзия». В 623 году до н.э. у Майи родился сын, ребенку дали имя Сирватасиддхартха, сокращенно Сиддхартха, что значит «совершенный во всех вещах». Мать умерла через семь дней после рождения сына.
При его рождении отшельник по имени Асита предсказал, что новорожденному предстоит высокая судьба быть властелином всего мира, если он изберет светскую жизнь, или «совершенным, великим» Буддой, если он отречется от мира.
Мальчик отличался кротким, добрым нравом, он унаследовал от матери ее красоту, а также поражал восприимчивостью к наукам.
Отец выделил Сиддхартхе часть своих владений, окружив его блистательным двором. Он построил для сына три великолепныхдворца, по числу трех сезонов климатического года Индии - летнего, зимнего и осеннего. Сиддхартха жил в этихдворцах в обществе своих сверстников, сыновей знатнейших фамилий страны.
Когда Сиддхартхе шел шестнадцатый год, отец решил женить его, выбрав ему в супруги дочьудельного шакийского князя Сопрабудды, красавицу Ясодхиру. Чтобы стать супругом прекрасной девушки, царевич в соответствии с древним арийским обычаем блестяще выдержал состязание на турнире со всеми претендентами на руку Ясодхиры. Состязание это обыкновенно состояло в стрельбе излука, в плавании, верховой езде и других гимнастических упражнениях, требующих ловкости и силы.
Впоследствии, кроме Ясодхиры, у Сиддхартхи были еще две жены и несколько наложниц.
Окруженный любящими женами и преданными придворными, Сиддхартха прожил всвоих роскошных дворцах, предаваясь удовольствиям и наслаждениям, до 29-летнего возраста.
Здесь в жизни царевича произошел резкий нравственный перелом. Он убедился в ничтожности удовольствий молодости и утех жизни, обманчивых и скоропреходящих, он осознал суетность всех забав и наслаждений, которым он так страстно предавался, и покинул их. Он стал размышлять о зле, наполняющем мир, о несчастной судьбе человека, подверженного болезням, старости и смерти. Все его помыслы были направлены на избавление мира от зла.
Предания повествуют, как в ночь полнолуния Сиддхартха, оставив жену и сына, отправился на границу царства Сакья. Там он снял одежду, постриг волосы и бороду и отправился дальше уже как странник. Это событие толкуется в буддизме как «продвижение» Сиддхартхи: он отказывается от мирской жизни и встает на путь поиска истины.
Сначалаон занимается йогой. Усмирение плоти было необходимой предпосылкой духовного роста. Этим Сиддхартха занимался в течение шести лет. Он ограничивал себя в пище и сне, не мылся и ходил нагим. Он стал известен под именем аскет Гаутама. Его авторитет среди аскетов был очень высок, у него появились ученики и последователи. Его слава распространялась, будто звук большого гонга под куполом неба.
Хотя Сиддхартхе и удалось поднять свое сознание на более высокий уровень, в конечном счете, он пришел к выводу, что это не приближает его к истине (к прекращению страдания). Он снова стал принимать пищу и вскоре последователи покинули его. Сиддхартха продолжил свои скитания, находил новых учителей, но разочаровался во всех учениях.