Лао-цзы. Биография
Лао-цзы - почетное имя величайшего китайского мыслителя Лира (Ли Бояня, Лао Даня). Легендарный автор древнекитайского трак-кил «Лао-цзы» (древнее название - «Даодэ цзин») стал основоположником религиозно-философского направления даосизма.
Наряду с Конфуцием Лао-цзы оказал самое широкое и глубокое воздействие на человеческую мысль, невозможное для любого другого китайского философа.
О жизни Лао-цзы известно мало. Основываясь на сведениях, содержащихся в главе «Тянься» («Поднебесная») в сочинении Чжуан-цзы и в главе «Жизнеописание Лао-цзы» в «Исторических записках», можно считать, что Лао-цзы был более чем на пятьдесят лет старше Конфуция,- с которым он встречался. Дошедшее до нашего времени сочинение «Лао-цзы» отражает идеи мыслителя и служит главным источником для их изучения. В 1973 году в Мавандуе, вблизи Чанша, была вскрыта могила, относящаяся кханьскому времени, в которой обнаружили два экземпляра сочинения Лао-цзы, написанные на ткани. Этот экземпляр дал ценный материал для изучения идей Лао-цзы.
Он родился в 604 году до н.э. в царстве Чу, в уезде Ку волости Ли, в деревне Цюйжэнь. Настоящее имя мыслителя Л и Эр. Лао-цзы означает «учительЛао». В свою очередь, Лао - это прозвище и означаетоно «Старец». Согласно легенде, мать носила его в чреве 81 год, и когда произвела его на свет, новорожденный был сед. Он получил фамилию Ли, так как родился поддеревом Ли (сливой). У него были длинные уши, за что ему было дано имя Эр (ухо).
Известно, что Лао-цзы был историографом, главным хранителем государственного архива при Чжоуском дворе. Впечатления от прочитанного, увиденного и услышанного складывались им в собственные выводы о природе всего сущего, о всеобщих законах естественного возникновения, становления и развития мира. Позднее Лао-цзы изложил их в своем знаменитом трактате.
Он, оказался свидетелем смены рабовладельческого строя феодальным. Лао-цзы с отвращением отвергал существовавший прежде принцип «управления на основе правил поведения» и горестно сетовал: «Правила поведения - они подрывают преданность и доверие, кладут начало смутам».
В связи с этим, «видя ослабление династии Чжоу», Лао-цзы ушел со службы, поселился в уединении и, заняв «независимую» позицию, стал искать для себя оторванную от реальности счастливую жизнь, только для себя.
Обобщая уроки, полученные во время службы, Лао-цзы считал, что причина того, что в обществе происходят «смуты» и что им «трудно управлять», лежит в «знаниях» и «желаниях». Он говорил: «Поэтому управление страной при помощи знаний - несчастье для страны, а управление страной без помощи знаний - счастье для страны», настаивая на «управлении, построенном на недеянии». Лао-цзы считал, что нужно лишь, чтобы правитель сам «не имел желаний», и тогда народ естественным образом станет простодушным. Чтобы добиться «отсутствия знаний» и «отсутствия желаний», необходимо отказаться от «почитания мудрых» и «не ценить редких предметов», иными словами, ликвидировать все вызывающее желания и возбуждающее споры. Лао-цзы называл это «осуществлением недеяния» и говорил: «Осуществление недеяния приведет к тому, что не останется ничего, что бы не управлялось».
Исходя из этого, идеальное управление в представлении Лао-цзы могло быть только в так называемом «маленьком государстве с редким населением». Пусть в нем «имеются различные орудия, их не надо использовать. Пусть люди до конца своей жизни не переселяются далеко от своих мест. Если даже имеются лодки и колесницы, не надо ездить на них. Если даже имеются латы и оружие, не надо их выставлять. Пусть народ снова плетет узелки и употребляет их вместо письма. Пусть его пища будет вкусной, одежда красивой, жилище удобным, а жизнь радостной. Пусть соседние государства издали смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, но люди до самой старости и смерти не должны ходить друг к другу».
По преданиям, когда Лао-цзы покидал Чжоуское царство, на пограничной заставе его встретил начальник и попросил оставить хоть что-нибудь для своей страны. И Лао-цзы дал ему рукопись в пять тысяч знаков - тот самый трактат, который вошел в историю под названием «Дао дэ цзин» («Путь добродетели, или Книга о силе и действии»).
В этом небольшом трактате в двух частях излагается суть учения о Дао. Иероглиф дао состоит из двух частей: «шоу» - голова и «цзоу» - идти, поэтому основное значение этого иероглифа - дорога, по которой ходят люди, но в дальнейшем этот иероглиф приобрел переносный смысл и стал означать закономерность, закон.