Гомер. Биография
У истоков греческой, а следовательно, европейской, литературы стоят две великие поэмы Гомера - «Илиада» и «Одиссея».
Гомер был знаменем эллинской культуры и достоянием всех, кто говорил и писал по-гречески. Ни один из современных фольклоров не дал ничего равного или хотя бы подобного Гомеру. «До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, хотя, конечно, поэтов было много»,-писал Аристотель.
Гомер - не только итог, но и начало, не только наследник, но и новатор. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что едва ли не каждый стих «Илиады» и «Одиссеи» став пословицей. Ни один писатель не выдерживал состязания в славе и популярности с Гомером. Величайшим из греческих поэтов входит он и в новое время, занимая выдающееся место среди сокровищ мировой литературы.
Одни и те же строки звучали не одинаково для современников поэта и для эрудитов времен Возрождения в монастырях и университетах. Единый и цельный, но бесконечно многогранный поэт Гомер всегда открывался лишь некоторой частью своих граней, меж тем как остальные расплывались, уходили из поля зрения.. Древних поражала эрудиция Гомера, его благожелательная невозмутимость, его нравственность, его мудрость. Французские просветители второй половины XVIII века восхищались естественностью, простотой и человечностью Гомера, утверждали, что «Илиада» и «Одиссея» дают наилучшее представление о том, в какие слова облекаются подлинные, не испорченные литературным жеманством человеческие чувства. Гоголь, считавший гомеровские поэмы единственным в мире образцом подлинной, совершенной эпопеи, был уверен в громадном воспитательном значении «Одиссеи», учащей бодрости и вере в будущее. Лев Толстой видел в чтении Гомера верный стимул к творчеству.
Гомеровский гений вышел из фольклора, но поднялся над ним так высоко, что даже заведомо фольклорные элементы кажутся органической, неотъемлемой частью его особой манеры письма. «Его художественный гений был плавильного печью, через которую грубая руда народных преданий и поэтических песен и отрывков вышла чистым золотом», - писал Белинский.
Биографические сведения о Гомере, приводимые античными авторами, противоречивы и малоправдоподобны.
«Семь городов, пререкаясь, зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины», - говорится в одной греческой эпиграмме. Относительно времени жизни Гомера античные ученые приводили различные даты, начиная с XII века до н.э. (после Троянской войны) и кончая VII веком до н.э. По мнению большинства современных исследователей, он жил в VIII веке до н.э.
Вероятное место смерти - остров Хиос. Возможно, что Гомер - это прозвище (homeros - по-гречески «заложник»), а настоящее имя поэта - Мелесиген.
Некоторые считают, что Гомер был слепым и даже неграмотным, он не мог записывать свои сочинения.
Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в VIII веке до н.э. на основании мифологических сказаний о Троянской войне.
В древности Гомеру приписывали комические поэмы «Маргит» и «Война мышей и лягушек», цикл произведений о Троянской войне и возвращении героев в Грецию: «Киприи», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Взятие Илиона», «Возвращения». Под названием «Гомеровские гимны» существовало собрание из 33 гимнов богам.
Сюжетом поэм Гомера стали мифы, в которых воспевались героические подвиги легендарных героев Ахилла, Одиссея, Гектора. В первой из них - «Илиаде» - рассказывается о том, как греческие воины во главе с царем Агамемноном осадили город Трою. Причиной войны стало похищение Парисом, сыном троянского царя, прекрасной Елены - жены Менелая. Позднее список произведений сузился до «Илиады» и «Одиссеи», некоторые ученые называют также «Маргит».