Вольтер. Биография
В глазах современников Вольтер был общепризнанным «королем философов».
По мнению французского философа-просветителя маркиза Ж.А. Кондорсе: «Биография Вольтера - это история прогресса, которым искусства обязаны его гению, история влияния, которое он имел на мнения своего века, наконец, история долгой войны с предрассудками, объявленной им с самой молодости и не прекращавшейся до последнего его вздоха».
На праздновании юбилея в Сорбонне французский поэт и философ П. Валери имел основания сказать: «Вольтер живет, Вольтер продолжает существовать, он бесконечно актуален».
Этот факт вынуждена была признать и ненавистница Вольтера из лагеря клерикальных философов англичанка Кетлин О'Флаэрти: «Конечно, влияние Вольтера далеко не умерло. Его живучесть станет ясной всякому, кто ныне, в 250-ю годовщину его рождения, настроит приемник на какую-нибудь французскую радиостанцию... Все, что он писал, восхваляется, все, что он защищал, принимается, как способное создать основу для устройства послевоенного мира...»
_ Мари Франсуа Аруэ (с 1718 года он стал именовать себя Вольтером) родился 21 ноября 1694 года в Париже. Его отец, Франсуа Аруэ, чиновник казначейства, на свои доходы приобрел личное дворянство. Он женился на дочери секретаря уголовного суда Мари Маргерит Домар. Вольтер был пятым и последним ребенком в семье. Он не любил отца и его ремесло, и позднее даже называл себя незаконным отпрыском некоего шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта.
Домашнее воспитание и образование ребенка, который в семилетнем возрасте лишился матери, осуществлялось под руководством его крестного отца - аббата Франсуа Кастанье де Шатонефа. Последний был убежденнейшим либертеном, которые взамен христианских идеалов «святости» прославляли жизнерадостный эпикуреизм. Вместо того чтобы наставлять крестника в основах христианской веры, он знакомил мальчика с вольнодумными стихами.
В десятилетнем возрасте мальчик стал учеником находившейся в ведении иезуитов коллегии Людовика Великого. В 1711 году по настоянию отца он занялся изучением права. В 1713 году Вольтер окончил коллегию. Всего через три года он скажет, что «просвещенный разум» не может «поверить в химерическую историю обоих заветов, в священные сны безумных мистиков, набожных бездельников и нелюдимов, которые отказываются от подлинного удовольствия ради мнимой славы».
Попытки отца сделать из своего младшего сына добропорядочного чиновника окончились неудачей. Тяготясь навязанной ему службой в одной из парижских адвокатских контор, молодой Вольтер, желая получить общественное признание в качестве поэта, посылает на объявленный Академией конкурс верноподданническую «Оду на обет Людовика XIII». Однако победителем оказался тот, кому покровительствовал влиятельный академик. Найдя решение несправедливым, Вольтер обрушился на Академию в сатирической поэме «Трясина». Поэма стала быстро распространяться в рукописных копиях, а вскоре была напечатана французскими эмигрантами в Голландии. Убежище от возможных неприятностей со стороны властей Вольтер нашел в замке давнего знакомого семьи маркиза де Комартена.
В мае 1717 года за составление сатиры на регента Франции герцога Орлеанского начинающий сочинитель попал на одиннадцать месяцев в Бастилию, однако тюрьма не охладида пробудившегося литературного пыла. Уже в 1718 году была поставлена его первая Значительная пьеса «Эдип», благосклонно принятая публикой.
После триумфа «Эдипа» его представили регенту, оказавшемуся незлопамятным человеком. Посвятив супруге регента свою трагедию, он впервые подписался: «Аруэде Вольтер». Вскоре первое из этих слов исчезло, и остался «Вольтер». Из своего ареста и тюремного заключения Вольтер сделал вывод, что направлять оружие сатиры непосредственно на того или иного правителя не только крайне опасно, но и нецелесообразно.
Успех «Эдипа» принес Вольтеру первый значительный литературный заработок, на который, однако, нельзя было жить длительное время. Вольтер обнаружил поразительное чутье и способности буржуазного дельца, проведя ряд удачных финансовых операций, и уже в начале двадцатых годов имел в своем распоряжении довольно крупные средства. В 1776 году годовой доход Вольтера составил двести тысяч ливров, что превратило его водного их богатейших людей Франции.