Методические рекомендации по подготовке к экзаменам
Цель данных методических рекомендаций - помочь слушателям курсов, освоившим учебную программу по предметам: «Основы психологии», «Основы профессиональной педагогики», «Основы методики производственного обучения» в подготовке к сдаче экзамена и в написании экзаменационной работы.
В результате освоения программы обучающийся должен овладеть минимумом систематических знаний об основных психических процессах и свойствах личности, сущности учения, обучения и воcпитания, организации, содержании, методах и приемах проведения занятий производственного обучения, о контроле и оценке практических знаний, навыков и умений учащихся.
При очной форме обучения освоение программы слушатели осуществляют в процессе изучения материала, излагаемого на лекциях, практических занятиях, пользуются специально разработанным учебным пособием «Педагогические основы обучения» и рекомендуемой дополнительной учебно-методической литературой.
При дистанционной форме обучения от слушателя особенно требуется умение самостоятельно работать с различными источниками информации по изучаемым предметам. При этом работа по изучению учебного материала предполагает необходимость планирования сроков, последовательности, объема учебного материала и потребных затрат времени.
Целесообразно изучать учебный материал в последовательности: «Основы психологии», «Основы профессиональной педагогики», «Основы методики производственного обучения».
Освоение учебного материала по психологии является необходимой исходной базой для изучения основ педагогики, для понимания сущности процессов учения, дидактических принципов обучения.
В свою очередь, овладение знаниями по основам педагогики поможет слушателю перейти к продуктивному освоению более конкретных знаний по методике проведения занятий производственного обучения, имея уже определенную психолого-педагогическую базу.
Полезно при изучении литературных источников фиксировать важные для себя мысли, идеи, высказывания, теоретические выводы и практические рекомендации, проводить это регулярно, в определенной, самим выработанной системе. Это позволит в значительной степени повысить педагогическую эрудицию.
При очной форме обучения ее завершающим этапом является выполнение контрольной работы по методике производственного обучения и сдача экзамена, который предусматривает оценку знаний слушателей по предметам: «Основы психологии», «Основы профессиональной педагогики». Требования к контрольной работе и порядок ее выполнения определяет преподаватель.
При дистанционной форме в конце обучения слушатель должен выполнить экзаменационную работу на основании выданного задания.
Задание состоит из трех частей: основы психологии, основы профессиональной педагогики, основы методики производственного обучения.
Данная работа должна выявить успешность освоения программы слушателями, объем и глубину приобретенных знаний, степень самостоятельности при изложении материала, их умение проявить инициативу и использовать свой педагогический опыт.
Части задания охватывают крупный блок (учебный элемент) содержания программы и содержат наиболее принципиальные педагогические и методические проблемы.
Задание содержит требование как теоретического изложения вопроса - это относится к предметам «Основы психологии» и «Основы профессиональной педагогики», так и практических разработок по предмету «Методика производственного обучения» (методика проведения занятия в виде плана-конспекта).
Особая значимость придается третьей части работы, в которой излагается материал по методике производственного обучения. В этой части необходимо показать свое знание методов производственного обучения в образовательных учреждениях на основе использования передового педагогического опыта и достижений науки, организации педагогического труда, совершенствования учебно-материальной базы производственного обучения в соответствии с учебными программами. В этой части слушатель разрабатывает план-конспект занятия по конкретному заданию программы.
Ниже приведена примерная схема методической разработки плана-конспекта занятия.
Схема методической разработки занятия производственного обучения.
1. План занятия (кратко со следующими пунктами)
1.1. Задание
1.2. Цель и задачи (дидактические, воспитательные, развивающие)
1.3. Организация занятия
1.4. Методы и методические приемы
1.5. Машины,
1.6. Литература по теме данного занятия.
1.7. Структура занятия:
1.8. Организационный момент - ... мин.
1.9. Актуализация опорных знаний, мотивация и стимулирование - ... мин.
1.10. Изучение нового материала -...мин.
1.11. Упражнения в отработке навыков выполнения работ - ...мин.
1.12. Подведение итогов занятия - ...мин.
2. Методика проведения занятия (подробно со следующими пунктами)
2.1. Методика проведения начала занятия
2.2. Методика актуализации опорных знаний и методы мотивации и стимулирования процесса учения.
2.3. Методика обучения выполнению работ по заданию
2.4. Методика подведения итогов занятия
Экзаменационное задание признается выполненным при условии получения слушателем положительной оценки за раскрытие содержания всех трех его частей.
Для получения положительной оценки при раскрытии содержания каждой части необходимо изложить наиболее существенные знания, непосредственно относящиеся к данному вопросу, показать связь содержания излагаемого с практикой подготовки кадров водителей транспортных средств, различных категорий.
Изложение должно быть достаточно полным, соответствовать объему программы педагогической подготовки, правильно раскрывать содержание основных понятий психологии труда, психологии водителя транспортных средств различных категорий, профессиональной педагогики, методики производственного обучения.
Не следует увлекаться подробностями и второстепенными вопросами, необходимо без особого вступления излагать непосредственное существо рассматриваемых вопросов.
Положительной оценки заслуживает работа, в которой материал излагается логично; те или иные педагогические и методические положения обосновываются; приводятся полные и четкие определения психологических, дидактических и методических понятий, приводятся классификации, сопоставительные данные, дается сравнение родственных педагогических процессов и явлений (методов, приемов, структуры занятий и т.д.).
При характеристике дидактических методов, приемов, средств, следует раскрыть их сущность (содержание), условия эффективного применения, дидактическую направленность (цели), значимость для педагогического процесса (процесса учения и преподавания)
Желательно, чтобы при написании работы наряду с рассмотрением теории тех или иных вопросов, слушатель высказывал свои педагогические соображения и идеи относительно совершенствования процесса производственного обучения водителей транспортных средств, различных категорий в современных условиях.
Написание работы не должно сводиться (а это имеет место в практике работы курсов повышения квалификации) к механическому переписыванию текста из различных пособий.
Необходимо стремиться излагать усвоенное содержание своими словами, включая в изложение выдержки из литературных источников. Необходимо отметить, что умение писать также важно для педагога как умение говорить и осуществлять показ действий.
Письменное изложение мысли - это ее продумывание, обработка, анализ, выводы, оформление в формулировку. Когда это не одна мысль, а их сочетание - то это уже система, стиль мышления, интеллектуальное развитие. При этом важно отметить, что не все и не сразу получается, поэтому нужно зачастую заставлять себя мыслить, раздумывать, делать выводы, работать над построением формулировок.
Каждая экзаменационная работа проходит процедуру рецензирования, на основе которого принимается решение о ее оценке.
При отрицательной рецензии работа направляется слушателю на доработку. В рецензии дается анализ недостатков и ошибок и указание мер по их исправлению.
При положительной оценке слушателю выдается документ о повышении квалификации установленного образца.
Оформление экзаменационной работы.
Работа должна быть представлена в отпечатанном виде в одном экземпляре объемом в пределах 15-20 страниц.
Слушатель указывает свою фамилию, имя и отчество, место работы и должность, экзаменационное задание. В конце работы необходимо привести список использованной учебной и методической литературы, поставить личную подпись слушателя и дату выполнения работы.