Проведение занятий. Текущий инструктаж
Цель текущего инструктажа - сформировать навыки безопасного и правильного выполнения трудовых операций. Мастер контролирует выполнение упражнения учащимся, руководит его действиями, особенно тщательно добиваясь точного соблюдения требований безопасности.
В процессе обучения от учащегося требуется беспрекословное и точное выполнение указаний мастера.
Основным содержанием самостоятельной работы учащихся является выполнение упражнений.
В ходе текущего инструктажа при выполнении самостоятельной работы учащихся обращает внимание на следующие элементы деятельности учащихся:
1) приемам безопасного труда;
2) приемам рационального и точного выполнения трудовых приемов;
3) успешности освоения упражнений;
4) самоконтролю действий.
Мастер указывает учащимся на их недостатки в осуществлении самоконтроля и объясняет, какие конкретные действия по самоконтролю нужно проводить.
Упражнения. Упражнения - многократное и целенаправленное выполнение учащимися определенных операций, действий, трудовых приемов в целях их освоения, а также закрепления и совершенствования практических знаний, формирования у них умений применять полученные знания для решения учебно-производственных задач.
Дидактические требования к упражнениям: целенаправленность, сознательность, наличие необходимых знаний у учащихся, формирование у них профессиональных умений; последовательность и взаимосвязь трудовых действий, постепенное повышение сложности дидактических задач, степени самостоятельности учащихся, разнообразие дидактических задач по содержанию, правильное распределение по времени, систематичность и регулярность проведения.
Виды упражнений: репродуктивные - (решение учебных задач, изучение устройства и принципов работы машин, механизмов, пользование инструментом и т.д., чтение и анализ чертежей, схем, таблиц, графиков и т.п.; выполнение графических работ; чтение технической документации; выполнение операций по управлению автомобилем); продуктивные - систематизация изученного материала, решение диагностических задач, задач на принятие решений в сложных дорожных ситуациях.
Мастер организует руководство упражнениями посредством:
- четкой постановки цели и задач предстоящих упражнений;
- предупреждения учащихся о возможных типичных ошибках и способах их предупреждения;
- оказания помощи учащимся;
- отказа от излишней опеки учащихся;
- осуществления промежуточного контроля хода и результатов упражнения;
- приучения учащихся к самоконтролю деятельности.