Понятие об ориентировочной основе действий
Управление процессом учения достигается предварительной разработкой и использованием в учении ориентировочной основы действия (ООД).
Структура любого действия включает в себя ориентировку, исполнение и контроль.
При формировании новых действий решающая роль принадлежит ориентировке на условия действия. Система условий включает особенности цели и объекта действия (предмета труда), средства, или орудия труда, способы действий (операции).
ООД - это та система условий, на которую реально опирается обучающийся при выполнении действия. Она может совпадать с объективно необходимой, но может и не совпадать с ней. Если при выполнении трудового действия имеет место учет всех его условий, то ООД полная, если же какая-то часть условий не учитывается, то ООД неполная.
Главный источник ошибок при обучении новым действиям -неполная ориентировочная основа. При обеспечении полной ООД обучающийся с первого же раза и в дальнейшем правильно выпол¬няет осваиваемое действие на основе соответствующих предписаний.
Для управления процессом учения необходима такая его организация, которая обеспечивает: 1) знание и соблюдение учащимся условий действия; 2) превращения этих условий в ориентировочную основу и затем во внутренний (психический) механизм действия, а самого действия - в умения; 3) формирование умения, отличающегося разумностью, обобщенностью, сознательностью и далее, по мере его автоматизации - подконтрольностью.
Разумное умение означает ориентировку на существенные условия действия; обобщенное - применимое в широком объеме ситуаций данного типа, то есть обладающее переносом; сознательное точно и разнообразно выражаемое в речи; подконтрольное - регулируемое по ходу исполнения.
Характеристика формируемых умений зависит от типа ООД. Известны три типа ООД.
I тип - состав ООД неполный, ориентиры выделяются на опыте самим учащимся путем слепых проб (стихийный, неуправляемый процесс обучения).
II тип - полная ООД конкретных действий заранее разрабатывается педагогом и в виде готовой программы дается учащемуся. Этот тип ООД в частности используется при разработке документации письменного инструктирования.
Ill тип - учащемуся дается полная ООД, но не для конкретного действия, а для целого класса действий, то есть учащийся вооружается общим методом, с помощью которого он может самостоятельно строить ООД второго типа.
Корректировка исполнения действий опирается на самоконтроль. Самоконтроль - это сознательно и целенаправленно проводимое исполнителем наблюдение за правильностью выполнения своих действий (работы, заданий), умение замечать свои ошибки и недостатки. Важное место принадлежит пооперационному текущему самоконтролю.
Самоконтроль выражается также в умении оценивать ход и результат работы, анализировать трудовые действия в процессе труда.
Формирование умений при овладении действиями в психологическом плане проходит ряд последовательных этапов от двигательного действия через речевую форму к действиям в умственном плане.
Процесс усвоения знаний, умений и навыков осуществляется путем организации самостоятельного учения, то есть усвоения понятий и овладения трудовыми операциями.