Психология обучения. Формирование знаний, умений и навыков
Механическое запоминание без осмысливания не приводит к полноценному усвоению знаний.
Другим психологическим условием усвоения знаний, умений и навыков выступает личностная мотивация - т.е. желание приобрести знания, осознание их значимости для профессии. Мотивация возбуждает в человеке повышенный интерес к изучаемому предмету.
При формировании навыков изменяется их психологическая структура: 1) изменяется двигательное звено навыка - возникает слитность элементов, объединение их в одно целое; происходит ос¬вобождение от ненужных, лишних движений; приобретаются экономные приемы выполнения движений; 2) изменяются приемы сенсорного контроля действий - замена зрительного контроля осязательным (например, печатание на машинке, управление велосипедом и др.); развитие различительной чувствительности; 3) изменяются приемы умственного регулирования действий - автоматизация оценки ситуации и принятия решения.
При освоении навыка важное значение имеют следующие условия: интерес к деятельности; знание о выполняемом действии и его цели; знание результата и анализ ошибок; выполнение действия по принципу «от простого к сложному»; медленный темп выполнения действий на начальном этапе; более частое повторение действий в начале обучения.