В память И.Ф. Фоминичева - священника, протоиерея, отца Иоанна, Батюшки
Есть размышления, ими хочется поделиться с теми, для кого близок и дорог замечательный земной человек - Иван Федорович Фоминичев, священник, протоиерей, отец Иоанн, Батюшка...
Жизнь человека подобна пути странника к намеченной цели.
Жизнь христианина - это всегда восхождение в гору, которая иногда кажется неприступной, но на вершине горы - крест, обагренный кровью того, кто пришел в этот мир снять с него печать греха, зла.
Именно крест, символ победы над смертью, победы для жизни вечной, завершает наш жизненный путь.
Этот крест во дворе Богураевской церкви напоминает о яркой жизни нашего Батюшки Иоанна и о том, что нет его уже рядом...
А говорят о нем до сих пор много и те, кто знал его близко, и те, кто не успел встретиться с ним.
Мы все разные, и он был с нами разным, но всегда был собою. Мне пришлось встречаться и говорить о нем с разными людьми, и каждый рассказ можно воспринимать, как будто говорят не об одном человеке, а о нескольких...
Ярко помнится падающий с неба первый снег 1999 года. Я возвращалась из поездки по Уралу, везла ему подарки. Удивительным образом мне повезло - побывала во многих уральских храмах, приобрела интересные книги и море впечатлений. Я ехала поездом, на верхней полке, никто мне не мешал, я думала, писала, просто писала для батюшки
свои путевые размышления и заметки.
Когда встречающие сообщили мне, что вчера были похороны, и похоронили отца Иоанна - исчезли и воздух, и земля.... Вроде бежал, бежал и потерялся.
На похороны я не попала. Приехала на следующий день в Богураево и постояла у свежей могилы, покрытой целым ворохом цветов и венков. И поразил меня тогда этот самый деревянный красивый крест. Его крест.
Вспоминала, как мы с ним встретились первый раз. Видела-то я его много раз, но даже представить не могла, что могу с ним разговаривать, дружить, просто общаться, как с очень близким другом - он же такой священник.
В трудное время моей жизни, когда теряла опору, металась из стороны в сторону, не знала и не видела, за что зацепиться в жизни, встретила человека, который тихо, спокойно сказал мне - поезжай к Батюшке, поговори с ним, все увидишь по-другому, он кладезь мудрости и знаний. Но жить по Божьей воле я не умела, молитв не знала, и как разговаривать со священником даже не предполагала. Почему-то очень боялась. Видела со стороны, когда он, такой величественный, недосягаемый вел службы.
Долго я мучалась, все неудобно было : от религии я далеко, даже молитв не знаю, Жизнь так закрутила, что и слов нет рассказать, что со мной происходит, боязно. Но состояние было таким мучительным, душа покоя не имела.
Ну батюшка, так батюшка. И я поехала к нему вечером, чтобы узнать, когда он может меня принять, когда встречу назначит. До сих пор помню то свое волнение - столько разного о нем слышала.
Говорят, он очень строгий, надо все выполнять, что скажет, а если что не так - умеет голос повысить, или вообще говорить с тобой не станет.
Говорят, что знаний у него !- кандидат богословских наук. Вон, какие проповеди говорит, специально люди приезжают издалека его послушать.
Говорят и то, что он автомобилист заядлый - в 70 лет запросто на «Волге» своей из Ростова в Богураевку по трассе носится, как Шумахер.
В строительстве тоже мастер - и церковь реставрировали и дом рядом по его проекту поставили.
При этом службы тяжелые ведет с болями полиартритными в ногах стоя, не присядет.
Говорят, хлебосольный, людей любит, гостей принимает, застолья устраивает, друзей ценит, души спасает. Да много чего говорят....
А главное, говорят, что сила молитв его необыкновенная - бесов изгоняет.
Красивый, высокий, седой. Черная ряса, шапочка, большой серебряный крест на груди делали его в моем восприятии неизвестным, огромным почему-то и величественным.
Не зря волновалась - очень важная встреча в моей жизни.
Сейчас точно знаю, у меня был «мой батюшка». Я увидела его по- своему:
Уставший пожилой человек вышел из дома на порог, просто протянул мне руку и сказал: «помоги». Конечно, я совсем растерялась - так просто.
Время для беседы он не назначал, а пригласил пройти под старую абрикосину. Я сидела на деревянной скамейке, на которой, судя по всему, довелось сидеть очень многим. А он - в старом кресле с подушками, полуприкрыв глаза рукой с воспаленными суставами.
Абсолютно спокойным, добрым, завораживающим голосом он задавал мне вопросы так, что я и не заметила, как все ему рассказала, поплакала, а он как волшебник - улыбался и говорил, что очень важно научиться просить помощи и поддержки, «стучать и просить» и получать «подпорочки», а не суетиться и паниковать. Мы беседовали часа три, и было удивительно, как спокойно «плывет» время, удивительно, сколько во мне произошло изменений за эту беседу, и удивительно, что смогла увидеть все действительно в другом свете, и что слова его до сих пор звучат во мне...
Я услышала то, что мне нужно от нужного человека, в нужное время. Зря боялась.
После этой встречи моя жизнь совсем изменилась. С батюшкой мы встречались часто, много разговаривали о жизни, разных ситуациях, и всегда он рассказывал о том, что мне было важно услышать даже без моей просьбы - вроде случайно. Он действительно настоящий земной человек, который очень любил людей, любил жизнь во всех ее проявлениях и машину, и дорогу и умел очень много. Главное, что умел находить нужное слово каждому нуждающемуся.
Я тогда снимала на видеокамеру разные важные события, встречи, а он все подсказывал: «бабу Маню сними, и Петровну, для истории». А про себя говорил мало...
А я по беспечности своей не записала и того, что говорил. Набралось бы много всего
Интересного. Как-то казалось, что так хорошо с ним рядом, и так везде и всегда будет...
Несколько сюжетов о нем, несколько кадров интересных, несколько страниц в дневниковых записях и неотправленных писем...
До сих пор люди о нем говорят. Говорят как о живом. До сих пор от него идет помощь и поддержка. Кому-то помогает молитва на его могилке, кому-то простая мысленная просьба о помощи.
Помню, что помню. Среди всего самого высокого самое яркое - его рассказ о матери. Рассказы его настолько живыми были, что казалось - фильм смотришь. О маме он говорил, как о мудрой, сильной, чуткой и очень проницательной женщине. Однажды летом, когда был он еще мал и бегал с друзьями по окрестностям, затянуло небо, ветер, гроза. Дети спрятались в овражек под скальный уступ. Вдруг он увидел, что к ним со всех ног бежит его мама с какой-то тряпкой и зовет к себе. Перепуганная, кричит, чтоб вышли из-под скалы. Они побежали ей навстречу, а через секунду - удар грома и скала рухнула на то место, где до этого стояли дети. Мама дома стирала и как-то вдруг почувствовала опасность - успела вовремя, спасла всех от верной гибели.
И про рождение свое рассказывал - родила его мать в дороге, принесла сразу в церковь, сразу и окрестили Иоанном в этот же день - 9 октября, в день Иоанна Крестителя. И священник, который его крестил - сказал - «ну мы с тобой еще послужим». И послужили.
Очень много лет служил протоиерей Иоанн Фоминичев и Богу и людям. И память о нем не исчезает, а наоборот, как-то расширяется. За последнее время мне довелось встретиться с людьми, которые хотят о нем больше узнать, ищут информацию. А может кто-то хочет поделиться с другими своими историями, воспоминаниями?
Татьяна Маркова.